dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Суздаль. От стольного града великих княжеств до привилегированной тюрьмы и столицы «Золотого кольца»

Владимир Дергачев, фотографии Галины Каллио и другие

https://planeta.turtella.ru/russia/suzdal/p1893372
Суздальский кремль. Слева — Рождественский собор, на переднем плане — деревянная Никольская церковь (храм Николы), построенная в 1766 году и перевезённая из села Глотово Юрьев-Польского района в 1960 году, на место утраченной церкви Всех святых XVII века.

Суздаль  (9,6 тыс. жителей, 2020) — город-заповедник во Владимирской области, входит в Золотое кольцо России,  расположен на реке Каменке, притоке Нерли, в 26 км к северу от Владимира. Суздаль на 100 лет старше Москвы и в  2024 году отпразднует 1000-летний юбилей, в его памятниках зодчества представлена многовековая история Русского государства. В «Повести временных лет» поселение упоминается в 1024 году. Знаменитый русских историков Василий Татищев писал в «Истории Российской», что в 982 году киевский князь Владимир (Креститель) «иде в Поле, и покорил землю Польскую, град Суздаль утвердил».

В третьей четверти XI века в Суздале среди его обитателей появилась группа дружинников скандинавского происхождения (варягов). При князе Юрии Долгоруком (начало XII века) град стал центром Ростово-Суздальского княжества. В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль. В 1157 году князь Андрей Боголюбский перенёс столицу из Суздаля во Владимир.
С середины XIII века Суздаль — столица Суздальского княжества, а в начале XIV века —Суздальско-Нижегородского княжества. Великие князья крепнувшего Московского княжеств,  в традициях русского междоусобья,  ходили на Суздаль войной. Один из набегов возглавил 15-летинй  князь Дмитрий Донской, который положил глаз на 13-летнюю дочь великого князя суздальско-нижегородского Дмитрия Константиновича  – Авдотью.  И как рассказывал легендарный директор-реставратор  Суздальского музея-заповедника Алексей Варганов, Дмитрий  победил Суздаль, а  Авдотьюшка  Дмитрия, венчались они во Владимире. Так установились родственные связи, и Суздаль впоследствии довольно легко присоединился к Москве.  Проводником, опорой  московской политики стали православные монастыри.
Эту историю  я впервые услышал от самого Варганова во время экскурсии студентов и преподаватели  МГУ в Суздаль в середине 60-х годов, а описал её во «Владимирских проселках» уроженец Ополья  писатель Владимир Солоухин.

Великая княгиня Авдотья, известна также как преподобная Евфросиния Московская (в монашестве), прославилась благотворительностью и блестяще  выполнила супружеских долг,  родила двенадцать наследников.   В  2007 году учреждена награда Русской православной церкви — орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.  Старший сын Василий I Дмитриевич (1371 —1425) — великий князь московский и владимирский с 1389 года, был женат на Софье — единственной дочери великого князя литовского Витовта.

Итак, в 1392 году Суздаль вошёл в состав Великого княжества Московского. В 1565 году он попал в число опричных городов, а после стал «царскою отчиною». С XVI века здесь интенсивно велось расширение старых и строительство  новых монастырей. Из 11 православных монастырей времен Ивана Грозного к началу XIX века сохранилось пять обителей.

Первая половина XVII века, как и в целом на Руси, ознаменовалась в Суздале хозяйственным упадком и сокращением населения. В Смутное время суздальцы изменили Василию Шуйскому и передали свой город сторонникам Лжедмитрия II. В 1608—1610 годах польско-литовские захватчики причинили городу огромный ущерб. В 1612 году поляки осаждали Суздаль, но безуспешно, в 1634 году совершили грабительский налёт крымские татары. В 1644 году пожар испепелил часть посада, а через десятилетие моровая язва унесла почти половину из 2467 жителей города.

В середине XVII века начался экономический подъём, в 1681 году в Суздале насчитывалось уже 6145 жителей и 515 дворов. С начала XVIII века город стал центром и негласной столицей странствующих торговцев «офеней».

Вид на Суздаль с Евфросиниевской колокольней

Автор: Alexxx1979 - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=94107920

Евфросиниевская (Преподобенская) колокольня Суздаля является  высочайшей во Владимирском ополье, располагается на территории Ризоположенского женского монастыря. Она сооружена в 1813-1819 годах в стиле классицизма в ознаменование победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Основанием строения служит мощный портал, оформленный в стилистике древнегреческих храмов, на который поставлены постепенно уменьшающиеся ярусы.  Венчает сооружение изящная ротонда звонницы, на которой установлен высокий шпиль. В 2014 году открылся подъем на смотровую площадку, откуда открывается великолепный вид на окрестности.

Фотография Галины Каллио

 В 1708 году город был приписан к Московской губернии в качестве центра Суздальской провинции, в  1778 году стал уездным городом Владимирского наместничества, затем в 1796 году — Владимирской губернии.

Во второй половине XIX века Суздаль считался глухим провинциальным городом, оказался в стороне от железной дороги. Это стало благом для сохранения старинных храмов и монастырей.  Правда,  за годы советской власти в Суздале успели снести полтора десятка церквей.
В середине 1960-х годов древний Суздаль имел гостиницу на 60 мест и ресторан. В 1967 году принят генеральный план его развития как города-музея, из него вывели градообразующие исправительные учреждения (тюрьмы). В пригороде в слободе  Коровники был построен главный туристический комплекс.  Новая гостиница должна была произвести впечатление на иностранных гостей, поэтому её построили с излишествами в архитектуре. Одновременно проводились работы по реставрации памятников и благоустройству города. В 1965 году московский журналист Юрий Бычков придумал кольцевой туристический маршрут, ныне известный как Золотое кольцо России. В настоящее время  в Суздале насчитывается около 190 отелей, преимущественно небольших частных.

Суздаль награждён орденом «Знак Почёта» за сохранение культурного наследия и развитие туризма (1974). В 1982 году Международная федерация журналистов, пишущих о туризме, вручила Суздалю приз «Золотое яблоко» за заслуги в развитии международного туризма. В 1992 году ЮНЕСКО включила белокаменные памятники Суздаля в список объектов Всемирного наследия


Суздальский кремль — древнейшее городское ядро, существующее с X века. Расположен кремль в излучине реки Каменки, в южной части города. В 2017 году постановлением Правительства Российской Федерации он утверждён объектом культурного наследия федерального значения. Суздальский кремль с монастырским ансамблем входят в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

http://prirodadi.ru/wp-content/uploads/2014/08/Gorod-Suzdal.jpg

На рубеже XI—XII веков здесь была сооружена крепость с земляными валами протяжённостью 1400 метров, над ними возвещались  бревенчатые стены и башни. В кремле помещались княжеский двор и двор епископа со стольным собором, обитала также княжеская дружина.

Реконструкция Суздальского кремля


Во второй половине XV века оборонительные сооружения были укреплены, в 1677 году возведена рубленая сосновая стена с 15 башнями и воротами. Все деревянные укрепления сгорели в 1719 году. Кремль сохранил земляные валы и рвы средневековой  крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского двора с Рождественским собором.

Православный собор Рождества Пресвятой Богородицы Владимирской и Суздальской епархии был главным средневековым храмом Суздаля. Это один из архитектурных памятников Владимиро-Суздальского княжества, признанных в 1992 году Всемирным наследием ЮНЕСКО.

Постройка первого собора относится к началу XII века, к временам княжения Владимира Мономаха. Как сообщает Лаврентьевская летопись, в 1222/25 годы по приказу князя Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте возведено новое.  По одной из версий, строительством этого собора и других крупных белокаменных храмов руководил удельный князь Юрьева-Польского Святослав Всеволодович. В 1233 году собор был украшен фресковой живописью ростовскими или суздальскими мастерами.  Фрагменты этой росписи были открыты в 1938 году, в том числе  изображение двух старцев в верхней части южной апсиды. В 1445 году Суздаль сожгли казанские татары, в результате пожара обрушилась верхняя часть собора. И в последующие времена храм неоднократно горел и восстанавливался. В 1528/30 годы верхняя часть храма перестроена киевскими мастерами из кирпича. В соборе похоронены сыновья князя Юрия Долгорукого, князья из рода Шуйских, представители известных боярских родов и другие.

В 1992 году между Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Владимиро-Суздальской епархией Русской православной церкви было подписано соглашение о совместном использовании собора. В храме проводятся богослужения, однако в остальное время доступ в собор платный, так как официально здание продолжает находиться в ведении музея.

Рождественский собор (1222/25)




Иконостас, конец 17 века.


Фрагмент росписи в соборе Рождества Пресвятой Богородицы на территории Суздальского Кремля. Узорчатость присуща  фресковой росписи собора 1233 года, их редчайшие фрагменты и сегодня покрывают стены храма.

https://putidorogi-nn.ru/images/stories/evropa/rossiya/suzdalskogo_kremlya_5.jpg

Рака с мощами






В 1230–х годах в западном и южном порталах Рождественского собора были установлены «Златые врата», уцелевшие до наших дней. Высокие дверные полотна, выполненные из листов красной меди, расписаны золотом, изображающим евангельские мотивы и деяния ангелов, в особенности архангела Михаила — покровителя князей и их военных походов. Ручки «врат» изготовлены в виде львиных масок, держащих в пасти массивные кольца.

Западные златые врата собора. На центральном валике изображены святые, соимённые русским князьям и духовным лицам.


Напротив южного фасада собора в 1635 году была построена колокольня, завершённая высоким восьмигранным шатром. В конце XVII века на ней установили куранты, в которых часы обозначаются буквами. Собор, палаты и связанная с ними переходом колокольня образуют замкнутый парадный двор. Архиерейские палаты формировались на протяжении XV—XVIII веков как жилой дом для суздальских церковных владык. В настоящее время в Архиерейских палатах находится экспозиция, посвящённая истории Суздальского кремля и края.

Вид на Соборную колокольню (ведётся реставрация) и архиерейские палаты на территории Суздальского кремля



В центре Суздаля вблизи  Гостиного двора возвышается одноглавая Кресто-Никольская церковь. История храма началась в 1654 году, когда в городе свирепствовала эпидемия чумы, истребившая почти половину городского населения.


Справа от храма  — городские административные здания.  

Суздальский раскол. Суздаль как знаковое место в истории России был выбран перед распадом СССР для нанесения  смертельного удара по Русской Православной Церкви. Здесь Запад  пытался реализовать проект, который российские либеральные  СМИ называли «альтернативным православием».  Цель —  расколоть РПЦ с помощью создания  сектантских религиозных организаций и нагнетания истерии по поводу «тоталитарных и недемократичных» порядков и отсутствия церковный «прав и свобод». Сведение  статуса  РПЦ в государстве до рядовой секты должно был привести к снижению её авторитета, не способного влиять на общественно-политические процессы.

Эпицентрам раскола стал местный Цареконстантиновский храм, закрытый при советской власти в 1923 году и превращенный в склад. В 1976 году храм был передан Русской православной церкви, настоятелем был назначен Валентин (Русанцов), под руководством которого здание было  полностью восстановлено. В 1988 году из суздальского музея в храм переданы мощи святой Евфросинии Суздальской и Евфимия Суздальского. В 1990—2009 годах  храм находился в ведении неканонической юрисдикции «Российская православная автономная церковь» и являлся её кафедральным собором. В 1990 году архимандрит Валентин и члены общины официально объявили о выходе из Московского Патриархата и были приняты в юрисдикцию Русской православной церкви заграницей. Архимандрит Валентин был назначен экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ (зарубежной)  на территории СССР. В  2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ (вместе с девятью другими) и передачи его в бессрочное безвозмездное пользование Владимирской епархии Русской православной церкви. В храме начались восстановительные работы.

Цареконстантиновский храм.


Архитектурный ансамбль Входо-Иерусалимской церкви. В прошлом на этом месте  стояла деревянная Пятницкая церковь. В 1702/07 годы деревянный храм заменили каменным, освятив его в честь христианского праздника Входа Господня в Иерусалим. Согласно Евангелию, накануне Входа в Иерусалим Иисус Христос явил божественную силу, воскресив своего друга Лазаря, который четыре дня лежал в гробу. Иисус въезжает в Иерусалим на осле, где его торжественно встречают тысячи людей, знавшие о чуде воскресения.

Входо-Иерусалимская церковь в Суздале сохранилась до наших дней с изменениями и утратами. В 1772 году к ней пристроили ныне существующий зимний храм Параскевы Пятницы, создав, таким образом, ансамбль «парных» церквей. Шатровая колокольня, стоявшая между церквями, была разобрана в 1939 году.

Вид на Пятницкую церковь (слева) и Входо-Иерусалимскую церковь (справа).



Суздальский кремль как резиденция великий князей был окружен православными монастырями, выполняющими не только  религиозные, но и оборонительные функции. Об этом свидетельствуют мощные крепостные стены, защищающие не только от внешних врагов, но и «врагов» власти внутренних.

Ризоположенский женский монастырь — один из немногих монастырей Руси, достоверно основанных ещё до монгольского нашествия. Существующий ансамбль зданий сложился преимущественно в XVI—XVII веках. Частично  обитель была уничтожена в советское время. В церковной истории монастырь известен  духовными подвигами монахини Евфросинии Суздальской.

Александровский монастырь, расположенный на левом берегу реки Каменки, по преданию, был основан в 1240 году Александром Невским и получал вотчины от его родственников — Ивана Калиты и Ивана II. По причине большого числа инокиней, ставших сиротами и ушедших в монастырь после нашествия татар, именовался Большой Лаврой. В 1608—1610 годах монастырь сожгли дотла поляки. В 1764 году при проведении Екатериной II секуляризации земель Александровский женский монастырь был упразднён, возобновлен  лишь в 2006 году  в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.

Васильевский мужской монастырь основан в XIII веке на дороге, ведущей от Суздальского Кремля в Кидекшу, где князь Юрий Долгорукий в 1152 году построил церковь Бориса и Глеба. Первоначально это было мощное укрепление, впоследствии преобразованное в монастырь. По преданию  место связано с князем Владимиром Красное Солнышко, который при крещении принял имя Василий, и датой крещения Руси. Предположительно суздальцы приняли христианство в церкви, которая раньше располагалась на территории монастыря.

Особое место занимает Спасо-Евфимиев мужской монастырь, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов.

Вид на Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, справа тюремный корпус.
Фото: Павел Сухов, 2018 год.

Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, позже — Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена — святого преподобного Евфимия Суздальского. У стен монастыря 7 июля 1445 года произошло небольшое сражение русских войск  под командованием Василия II с казанским войском. Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен.

Деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати, включая великого князя Василия III, князей Пожарских и других.

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (конец XVI века) — построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля.  Гордость собора — фрески XVI века, открытые реставраторами на фасадах, и росписи знаменитых мастеров XVII века.
В 1837 году монастырь посетил цесаревич Александр Николаевич, а 16 мая 1913 года в связи с празднованием 300-летия дома Романовых — император Николай II с великими княжнами.

По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре учреждена тюрьма для сектантов, нарушителей устоев церковного права. В 1826 году по Высочайшему указанию в монастыре был заточён предсказатель Авель (Васильев), скончавшийся  здесь  в 1841 году. Современные историки и православные богословы считают его предсказания  доказанной фальшивкой. С 1820 по 1832 год в монастырской тюрьме содержался  и умер лидер секты скопцов Кондратий Селиванов.

В 1829 году здесь скончался декабрист Фёдор Шаховской.  С 1869 по 1877 годы в обители отбывал заключение и скончался лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин,  объявивший себя воплощением Святого Духа. В тюрьме он составил 14 пророческих книг, вошедших в священное писание прыгунов «Книга солнца».  В «Суздальской крепости» в XIX веке содержались старообрядческие священнослужители, в деле освобождения двух из них значительную роль сыграл Лев Толстой. С 1898 по 1904 годы в тюрьме находился  старообрядец Фёдор Ковалёв, похоронивший заживо 25 человек, желавших избежать переписи населения 1897 года.
Тюрьма  была закрыта в 1905 году под влиянием революционных событий.

При советской власти в 1923—1939 годах в помещениях бывшей монастырской тюрьмы работал политизолятор (с 1935 года — тюрьма особого назначения). Здесь содержались, в частности, митрополит Петр Крутицкий, епископ Александр Боярский, экономисты Николай Кондратьев (о нем будет отдельная статья), Леонид Юровский, коммунистические и комсомольские деятели.
В 1940 году в монастыре содержались интернированные военнослужащие Чешского легиона польской армии во главе с Людвиком Свободой. Они были взяты под стражу после Польского похода Рабоче-крестьянской Красной армии. С началом Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в котором солдаты и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену. Всего через лагерь прошли 8232 военнослужащих. 1 января 1943 года монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержали офицеров и генералов вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской (Голубая дивизия) армий. В частности, здесь содержали фельдмаршала Фридриха Паулюса.
С 1946 по 1967 год на территории монастыря размещалась воспитательная трудовая колония для несовершеннолетних преступников.

В 1968 году монастырь стал музеем. В связке с другими архитектурными комплексами Владимира и Суздаля монастырь внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Близ восточной стены главного собора монастыря предположительно находится могила князя Дмитрия Пожарского. Национальный герой России похоронен в 1694 году в Суздале на территории монастыря в родовой усыпальнице князей Пожарских и Хованских. В 1885 году на месте захоронения Дмитрия Пожарского рядом со Спасо-Преображенским собором был построен мавзолей, который в 1933 году разрушен. В 2008 году на его месте установлен памятный крест, а в следующем году  часовня, которая представляет собой точную копию разрушенного мавзолея. При открытии  часовни присутствовал российский президент Дмитрий Медведев.

Покровский женский монастырь, расположенный на правом берегу реки Каменки в северной части Суздаля, основан в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче, но нынешний вид ансамбля сложился в XVI веке, когда монастырь превратился в место заточения постриженных в монахини представительниц аристократических фамилий. В XVI—XVII столетиях монастырь был одним из крупнейших на Руси.

Жена Василия III (отца Ивана Грозного) Инокиня Софья (великая княгиня московская Соломония Сабурова, 1490 - 1542) была  сослана в монастырь за бездетность после десяти лет  супружества. Поводом стало и заключение второго брака великого князя с Еленой Глинской. Канонизирована Русской церковью в лике преподобных как София Суздальская, мощи  покоятся в соборе.

В мужском монастыре (кто бы мог сомневаться) нашелся настоящий красный молодец,  и великая княгиня вскорости понесла, но радость была недолгой. Вторая супруга великого князя не стала откладывать на потом свое главное предназначение и родила великому князю наследника и не простого, а будущего Ивана Грозного. Ребенок, рожденный в неволе, был обречен на смерть. Как-никак родной брат  Ивану Грозному. Прошел слух, что ребенок  помер в младенчестве и похоронен в одном из склепов монастыря. Прошли века, и директор Суздальского музея  Алексей Варганов  решил раскопать могилу,  и в гробике оказалась … обыкновенная кукла, захоронение оказалось ложным. Уже во времена Ивана Грозного появилась легенда, что рожденный в неволе ребенок выжил и стал  настоящим разбойником Кудеяром, любимым народом, слагавшим о нем песни и легенды. Так и получалось, что одному  брату царство  русское, а другому  — воля вольная по земле русской.

Не только Василий III сослал в монастырь свою жену, сын его Иван Грозный отправил этим путем свою пятую жену Анну, вдова внука то же попал сюда. Дочь Бориса Годунова нашла здесь упокоение.  Такая забава была у великих князей, и попадали в монастырь  не только бесплодные жены, но и те, которые часто выступали, качали  свои права, раздражая супругов.  Эту историю я слышал во время экскурсии в Суздаль, проводимой Варгановым  в середине 60-х годов и впервые изложенной во «Владимирских проселках» писателя Владимира Солоухина.

Путешествие во Владимиро-Суздальскую Русь. Загадочное Ополье
Ростов Великий. Первый стольный град Северо-Восточной Руси
Суздаль. От стольного града великих княжеств до привилегированной тюрьмы и столицы «Золотого кольца»
Суздаль. Прогулка «Конь не свой, погоняй не стой». Платье, отражающее душу России
Суздаль. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта
Владимир. Стольный град Владимиро-Суздальской Руси
Княжеская резиденция Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли, отражающая гармонию души человека
Суздальская монастырская тюрьма. Советское зазеркалье.  Фельдмаршал Паулюс и европейские марионетки  Третьего Рейха
Экономист Николай Кондратьев. Гордость потомков и преступление Советской России

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: История, Путешествия, Россия, Суздаль, кольцо
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments