dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Суздаль. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта

Владимир Дергачев. Фотографии Галины Каллио.

http://www.capone-online.ru/all-guide/goldring/052-suzdalwood/gr_suzdalwood_003.jpg
Суздаль. Деревянная Преображенская церковь 1756 года постройки.

Сегодня музеи деревянного зодчества вызывают двоякие чувства. С одно стороны, они позволили сохранить поруганные при советской власти храмы. Логика ясна, мужик под давлением атеистической пропаганды мог запросто спалить по месту прописки заброшенную церковь — шедевр деревянного зодчества. Но в музеях под открытым небом храмы часто  выглядят сиротливо в отрыве от природного ландшафта, в который они были вписаны мастерами. Когда в средневековой Руси доминировали истинно верующие люди, храмы не сжигали по пьяни. В музеях храмы оказываются как в загоне для животных. Когда даже поруганные храмы вывозились из деревень, советская власть выносила окончательный приговор деревенской жизни.

К сожалению, деревянные памятники в Суздале не сохранились. Этот пробел в архитектурном городском ансамбле восполняет Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Его организаторы постарались максимально сохранить утраченную природную среду памятников,  о чем в частности свидетельствует  размещение деревянной  Преображенской церкви на «красном месте».

Проект экспозиции разработал в 1960-х годах сотрудник научно-реставрационной мастерской В. М. Анисимов. Основатели музея свезли в Суздаль деревянные постройки со всего Владимирского ополья. И на окраине города, на берегу Каменки появился уникальный архитектурный заповедник, воссоздающий атмосферу русской деревни XVIII — XIX вв. её улицы  заполнили деревянные храмы с устремленными ввысь куполами, избы и амбары, овины, бани, ветряные мельницы. Интерьеры крестьянских изб  дополнены домашней утварью и предметами быта того времени.

Музей деревянного зодчества стал местом проведения фольклорных торжеств, в июне проводится Праздник ремёсел, а в июле — Праздник огурца с песнями, плясками и угощением.
Выбор места для создания музея оказался  очень удачным. В XI веке здесь находился один из самых древних монастырей на северо-востоке Руси - Дмитриевский монастырь. В XVIII веке стояли Дмитриевская и Георгиевская каменные церкви, успешно разрушенные в советские годы. Благодаря созданию музея был отчасти восстановлен исторический архитектурный облик Суздаля.

Музей воссоздаёт типичную для  Центральной России XIX века деревенскую планировку. На самом высоком и красивом месте стоят культовые постройки (две церкви и часовня), далее следует улица жилых домов, а за ней - хозяйственные строения: амбар, овины, ветряные мельницы. На берегу реки Каменки перед входом в музей установлены «избушки на курьих ножках» - свайные амбары-житницы для хранения зерна.
Деревянная Преображенская церковь (1756)  из владимирского села Козлятьево выстроена в три яруса. В середине друг на друге стоят уменьшающиеся в размерах восьмерики (бревенчатые восьмигранные срубы), увенчанные луковичной главкой. Особый колорит и неповторимость храму придают декоративные деревянные «бочки». Два боковых придела также завершаются бочкообразной кровлей, покрытой осиновым лемехом. В лемех одеты и стоящие на изящных шейках-барабанах главки церкви и приделов. Осина хорошо противостоит влаге и со временем приобретает красивый серебристый оттенок. В старину иностранцы, впервые видевшие купола с покрытием из осинового лемеха, принимали это блестящее на солнце дерево за серебро.


Деревянные постройки на Руси собирались без применения гвоздей, по принципу крепления вставлявшихся друг в друга бревенчатых конструкций. «В обло», «в лапу», «в крюк», «в ряж», «в шип», «в охряпку», «в ус», «в ласточкин хвост», «в сковородень» - далеко не полный перечень вариантов рубки брёвен и соединения венцов (горизонтальных рядов брёвен) в углах. Как гласит русская пословица: «Не гвозди держат, а ладная пригонка».

При всём многообразии приёмов, выделяется  два основных вида срубных техник: «без остатков», при рубке этим способом брёвна снаружи стёсаны, и «с остатками» - менее сложный и более распространённый способ, с выпуском брёвен в углах. У Преображенской церкви брёвна соединены «без остатков», этот способ называется «в лапу».

При большом разнообразии и высоком качестве возводимых из дерева построек русские плотники применяли очень мало орудий труда. Основным строительным инструментом был топор.
Не зря на Руси говорили: «Дай крестьянину топор - он и часы починит». Для разных нужд мастера использовали разные породы деревьев. Основным строительным материалом была долговечная смолистая древесина хвойных - сосны и ели.


Воскресенская церковь из села Патакино — памятник русской деревянной архитектуры конца XVIII века, перевезена в музей в 1970 году. Будто корабль плывёт храм во времени и пространстве, такая планировка была очень популярна на Руси. В соответствии с христианской символикой Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, спасает верующих от бушующего житейского моря и ведёт к тихой, надёжной пристани в Царстве Небесном.





Иконостас Воскресенской церкви


Изба крестьянина-середняка, слева от Воскресенской церкви


Среди экспонатов музея выделяется изба крестьянина-середняка. Этот добротный дом XIX века, украшенный старинной резьбой, привезен из села Илькино. Жилище состоит из холодных помещений — клети и сеней, а также «тёплой» избы, отапливаемой русской печью. Лавки и полки, предназначенные для хранения домашней утвари, вырубали вместе с избой из древесины, поэтому крестьянская мебель характеризуется неподвижностью.


Главный угол, находящийся напротив печи, называется красным. Здесь размещается домашний иконостас.




Русская печь сложена просто и практично, с ней связан весь быт русского крестьянина  от рождения до смерти. Она обогревала избу; в ней готовили и поддерживали в горячем состоянии пищу; на ней сушили одежду, варежки, валенки; на зиму подсушивали грибы и ягоды. Печка выполняла профилактические меры при простуде, печная лежанка на горячих кирпичах заменяла любую грелку.  В большой печи и попариться-помыться можно был. Возле печи в сильные морозы держали ягнят, телят и домашнюю птицу. Даже само слово «изба» происходит от названия печи - «истба», «истопка»; отсюда и присказка: «Изба без печи - не изба».


Перед печью находится бабий кут, то есть «женский угол», где хозяйка готовила пищу, пряла, шила, ткала.


Угол возле двери, так называемый коник, принадлежал хозяину, выполнявшему здесь мужские работы: починку обуви, конской упряжи и пр. Бадья с водой, берёзовые веники для бани.


Спальные места






К жилой части дома примыкают сени, использовавшиеся для хозяйственных нужд. Сени связывают тёплую избу с холодной клетью, в которой хранились съестные припасы.




Дом Евграфовых из деревни Тынцы (XIX век). Изба-двойня с мезонином находится слева при входе на территорию музея. В нём расположены служебные помещения.


Старая мельница XVIII века и крестьянский дом. Мельница представляет собой восьмигранный деревянный сруб, поставленный на четверик, внутри которого размещён механизм. Он приводился в движение крыльями, вращающимися под действием ветра. Гости музея смогут увидеть специальные инструменты, предназначенные для мельничьего труда.


Дом купца Агапова - старинный двухэтажный особняк постройки конца XVIII века, имеющий богатую историю. Он внесен в список памятников архитектуры регионального значения и является частью Музея деревянного зодчества.


Купец Агапов был типичным представителем местного купечества среднего достатка. Он построил дом с  каменным служебным первым этажом и деревянным жилым. На первом этаже размещалась кузница,  при доме был оборудован пчельник и разбит большой плодовый сад, который впоследствии вымерз и был выпилен на дрова.

Кузница в доме Агапова работала и в начале XX века, но вошла в историю благодаря располагавшейся в ней в 1905 году подпольной типографии. В советское время первый этаж дома был переоборудован в дизельную мельницу, которая работала до 60-х годов, а затем, после передачи музею-заповеднику и реставрации, в нем была открыта экспозиция  «Суздаль и уезд в годы революции 1905 года», призванная проиллюстрировать классовую борьбу на рубеже веков.
В 2012 году, после очередной реставрации, в Доме купца Агапова была открыта экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере». Она знакомит посетителей с жизнью и бытом жителей Суздаля конца XIX - начала XX веков, подлинными документами и вещами той эпохи.


Портрет купца


Уголок- кабинет с портретом царя


Женский уголок купчихи  с фикусом и геранью на подоконнике.


Комод с зеркалом, фотографиями и фарфоровыми уточками.


Этажерка – библиотека.

Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта - импровизированная деревня в Суздале https://putidorogi-nn.ru/evropa/323-suzdalskii-muzei-dereviannogo-zodchestva

Путешествие во Владимиро-Суздальскую Русь. Загадочное Ополье
Ростов Великий. Первый стольный град Северо-Восточной Руси
Суздаль. От стольного града великих княжеств до привилегированной тюрьмы и столицы «Золотого кольца»
Суздаль. Прогулка «Конь не свой, погоняй не стой». Платье, отражающее душу России
Суздаль. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта
Владимир. Стольный град Владимиро-Суздальской Руси
Княжеская резиденция Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли, отражающая гармонию души человека
Суздальская монастырская тюрьма. Советское зазеркалье.  Фельдмаршал Паулюс и европейские марионетки  Третьего Рейха
Экономист Николай Кондратьев. Гордость потомков и преступление Советской России

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook
Tags: Золотое кольцо, История, Музеи мира, Путешествия, Россия, Суздаль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments