dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Category:

Княжеская резиденция Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли, отражающая гармонию души человека

Владимир Дергачев

https://554a875a-71dc-4f5f-b6bf-ae8967f137d5.selcdn.net/thumbs2/2603797c-8fcb-11ea-b174-025c4c6e7a28.800x600.jpg

Боголюбово (4,5 тыс. жителей, 2010) входит  в число  исторических городов России. Бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского основана в 1158 году в устье реки Нерли при её впадении в Клязьму, сегодня находится в 2 км к северо-востоку от Владимира. Нерль связывала Ополье  с Окой и великим волжским торговым путем.

Основание Боголюбова увязывается с легендой о явлении Богоматери князю Андрею. Когда князь вёз икону Божией Матери из Владимира в Ростов, в этом месте лошади встали,  пришлось заночевать. В ту ночь и произошло явление Божией Матери, а на этом месте были основаны Боголюбово с монастырём.

При  Андрее Боголюбским княжеская резиденция стало фактически столицей Северо-Восточной Руси  с постоянным населением, самоуправлением, торговлей, ремёслами, ополчением и посадом. Внутри крепостных укреплений периметром 2,9 км располагался белокаменный дворцово-храмовый комплекс («замок») князя Андрея Боголюбского. После убийства князя  в 1177 году его разорил и разграбил рязанский князь Глеб, после нашествия монголо-татар город окончательно потерял былое значение.

Частично сохранились земляные валы, рвы и нижние части стен и столбов белокаменных укреплений, остатки замка.  Надвратная Успенская церковь-колокольня и кельи построены в XIX веке. Собор Боголюбовской иконы Богоматери в византийско-русском стиле построен в 1866 году.
Боголюбский  женский православный монастырь Рождества Богородицы занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания домонгольской Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично. После революции 1917 года монастырь был закрыт, и  с1992 года возрождён.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1e/.jpg

Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1855—1866) и надвратная Успенская церковь-колокольня.

https://turistnnov.ru/upload/iblock/b3f/b3fa8893a3c9bd3aeb8f017d0bf2c4e8.jpg

Андрей Юрьевич Боголюбский (1111 —1174) — князь Вышгородский (1149, 1155), Дорогобужский (1150—1151), Рязанский (1153), великий князь Владимирский (1157—1174). Сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны.  В 1108 году половецкий хан Аепа выдал свою 11-летнюю дочь, в крещении Анну, за 13-летнего Юрия Долгорукого. В 1148 году отец Андрея Юрий Долгорукий женил сына на дочери казнённого боярина Степана Кучки, красавице Улите, которая родила ему шестерых детей.

Андрей после смерти отца  (1175) уступал в старшинстве обоим главным претендентам на киевское княжение черниговскому и смоленскому князьям. Желая править единолично, князь прогнал из Ростово-Суздальской земли вслед за своими братьями и племянниками и больших отцовых бояр. Он опирался на дружину, а также на владимирский люд и торгово-ремесленное сословие Ростова и Суздаля. Дружинникам раздавал в условное владение земли, что стало прообразом формирования сословия  будущих помещиков и дворянства. Проводившаяся им политика усиления самовластия предвещала формирование самодержавия в Московской Руси XV—XVI веков.  Историк Василий Ключевский называл его первым великороссом: «В лице князя Андрея великоросс впервые выступал на историческую сцену, и это выступление нельзя признать удачным. В трудные минуты этот князь способен был развить громадные силы и разменялся на пустяки и ошибки в спокойные, досужие годы».

Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир, где в 1158—1164 годах пристроил к Владимирскому кремлю Новый город — земляную крепость с двумя воротными башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью. Был построен великолепный Успенский собор, другие церкви и монастыри, а под Владимиром выросла укреплённая княжеская резиденция  Боголюбово. При князе Андрее была возведена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова. Он основал большое количество храмов, посвящённых Богородице,  приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Вероятно, под непосредственным руководством Андрея в 1156 году была построена крепость в Москве (согласно летописи, его отец Юрий Долгорукий в это время находился в Киеве).

В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества,  было одним из сильнейших на Руси, а впоследствии стало ядром современного Российского государства.

В 1160 году Андрей предпринял неудачную попытку учредить на подвластных землях независимую от киевской митрополии, но Константинопольский патриарх пресёк эту попытку.
В 1164 году князь провёл первый после Юрия Долгорукого (1120) поход на волжских булгар.  Противник потерял много людей убитыми и знамёна, было сожжено несколько булгарских городов. По преданию Владимирская икона Богоматери помогала войску князя в этом походе. В память об этом Андрей учредил праздники, не принятые в Византии,  — Покрова Пресвятой Богородицы и Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, которые вошли в литургический обиход Русской церкви.

Воспользовавшись междоусобной борьбой русских князей,  Андрей Боголюбский послал на Киев войско во главе с сыном и союзниками. 12 марта 1169 года Киев был взят приступом. Два дня суздальцы, черниговцы, смоляне и полочане грабили «мати руских городов», чего прежде в княжеских войнах никогда не случалось. Множество киевлян были уведены в плен. В монастырях и церквах воины забирали не только драгоценности, но и иконы, кресты, колокола и ризы. «Митрополия» (Софийский собор) была разграблена наравне с другими храмами. В Киеве вокняжился младший брат Андрея Глеб Юрьевич Переяславский.

В 1170 году был совершён неудачный поход на Великий Новгород, тогда князь Андрей решил взять «братьев славян» измором и блокировал им торговый хлебный путь из «низовских земель» (Владимирского Ополья). Наступивший голод вынудил новгородцев пойти на мир.
Поражение войск Андрея Боголюбского при попытке захватить Киев и Вышгород в 1173 году усилило конфликт князя с видными боярами и  привело к заговору. В результате он в ночь с 28 на 29 июня 1174 года был убит в своей резиденции  Боголюбово. В заговоре против мужа участвовала княгиня Улита и за это возможно была казнена.

Предполагаемое место убиения князя Андрея, находящееся под лестницей лестничной башни, соединённой переходом с Богородице-Рождественским собором Боголюбского монастыря, сохранилось до настоящего времени. Пока тело князя лежало на улице, очумевший люд грабил княжеские хоромы. Только на третий день после убийства игумен Арсений отпел великого князя, и он был похоронен в  Успенском соборе Владимира. Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство.

Князь был канонизирован Русской православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.

***
Владимирская икона Божией Матери (Богородицы) — самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской православной церкви. По сказанию XV века икону написал евангелист Лука. Согласно преданию, икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии II. На Русь икону доставили из Византии около 1130 года как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Сначала икона находилась в монастыре Вышгорода, удельного града Андрея Боголюбского, недалеко от Киева. В 1155 году он взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс её в Залесскую землю, сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме, где поместил её в Успенском соборе после его постройки в 1158—1160 годах, и она стала главной иконой и получила своё нынешнее наименование — Владимирская. По приказу князя Андрея икона была украшена дорогим окладом. Икона сопровождала Андрея в походе 1164 года против волжских булгар. При взятии Владимира войском хана Батыя в 1238 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был содран оклад.

Во время нашествия Тамерлана при великом князе Московском Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, что было расценено как заступничество Богородицы. В XV века икона неоднократно «отпускалась» из Москвы во Владимир, а затем возвращалась.  В 1480 году, в год освобождения Руси от монголо-татар, икона окончательно  переносится в Москву,  где устанавливается в новом кремлёвском Успенском соборе.

Здесь перед Владимирской иконой молился царь Иван Грозный накануне своих походов, Казанского в 1552 году и Полоцкого в 1563 году. Возвращаясь из походов, царь совершал перед иконой благодарственные молебны.

В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор. При советской власти её в 1926 году передали в Государственный исторический музей, а в 1930 году – в Государственную Третьяковскую галерею. С 1999 года Владимирская икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Драгоценные золотые оклады для иконы, изготовленные в первой трети XV века и в 1657 году,  экспонируются в Оружейной палате.

https://pravlife.org/sites/default/files/field/image/vladimirskaja_ikona_bo-iej_materi.jpg

В XII веке Владимирская икона была покровительницей Владимиро-Суздальской Руси, прежде всего,  жителей Владимира, святыней князя Андрея Боголюбского и его приближённых. Позднее икона становится главной святыней Руси. По традиции, восходящей к XVI веку, у Владимирской иконы венчались на царство русские государи. Как главная русская святыня, икона участвовала в избрании митрополитов и патриархов.

Храм Покрова на Нерли: жемчужина архитектуры и туристическая Мекка.


Фото: Ляшко Ирина (CC by-sa 3.0). http://st.rublev.com/news/85/885-2388-864.jpg

Белокаменный храм Покрова́ на Нерли́, расположенный в  1,5 км от бывшего княжеского дворца в Боголюбово, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы, был возведен в середине XII века.  В летописи  «Житие князя Андрея Боголюбского» (1702) следует, что храм построен не ранее 1165 года за один сезон в память об Изяславе Андреевиче, сыне князя, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию. Согласно Лаврентьевской летописи, строительство вели отечественные мастера и присланные от императора Фридриха Барбароссы (1122—1190), короля Германии и императора Священной Римской империи.

Перед мастерами стояла непростая задача возвести храм не на красном месте (холме), а в пойме реки, на заливном лугу. Для этого на фундаменте были возведены четырёхметровые стены, засыпанные землёй и облицованные плитами. Образовался искусственный холм, на котором и была возведена церковь. Камень для строительства, видимо, добывали в окрестностях Москвы.
Первоначально церковь Покрова была собором небольшого укрепленного белокаменного монастыря, располагавшегося на стрелке Клязьмы и Нерли, перекрёсте  средневековых водных торговых путей.  Устье Нерли служило и воротами во Владимирскую землю, здесь корабли поворачивали к княжеской резиденции в  Боголюбово и на Владимир. Церковь должна была  олицетворять парадный въезд в княжескую резиденцию.  Ныне русло рек изменилось, и храм находится на берегу образовавшейся старицы.

Церковь была освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси по инициативе Андрея Боголюбского в середине XII века. Храм на Нерли стал первой Покровской церковью на Руси. Вскоре при храме возник женский, затем мужской монастырь. С учреждением патриаршества обитель стала патриаршим домовым монастырем.

Храм Покрова на Нерли олицетворяет расцвет Владимиро-Суздальского княжества при Андрее Боголюбском. Возможно, храм получил повреждения после гибели его строителя, благоверного князя, когда окрестности охватила стихия народных волнений и княжеских усобиц. Разрушения также могли быть нанесены в годы монголо-татарского нашествия.

Во второй половине XVII века монастырь получил крупные пожалования на сенокосы и рыбные ловли, что позволило поправить материальное положение и провести ремонтные работы. Храм иногда затоплялся во время разливов. В 1761 году близ храма была построена теплая Трехсвятительская церковь.

В последние годы существования обители имелись также две настоятельские кельи с амбаром, кладовой и погребом, братская келья, хлебопекарная келья, мучной амбар, погреб, сараи для лошадей и телег, огород и выгонный луг. Вокруг монастыря простирался  саженей плетень со святыми вратами и шатровой колокольней на них. В 1764 году при проведении екатерининской реформы по уничтожение монастырских вотчин монастырь был упразднен. В 1784 году игумен монастыря пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил это сделать. В начале XIX века древний храм вновь перешел в распоряжение Боголюбова монастыря. В 1884 году была построена новая каменная Трехсвятительская церковь.

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился небольшой, почти квадратный в плане четверик  и глава. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены при ремонте 1877 года. Стены церкви украшены резными рельефами. Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями.
4 октября 2015 года после почти столетнего перерыва состоялось освящение всемирно известной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли.

Церковь Покрова на Нерли называют самым красивым русским храмом, одними из величайших памятников мирового искусства. Храм  входит с 1992 года в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Боголюбовский луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и историко-ландшафтным комплексом регионального значения.

Храм находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является подворьем Богородице-Рождественского монастыря Владимирской митрополии.

Имеется несколько воспроизведений храма в России и за рубежом. Храм Святителя Николая при Военной академии РВСН имени Петра Великого в подмосковной Балашихе (открыт в 2006 году). В австрийском городке Ла-ан-дер-Тайя в 2018 году  храм воспроизведен  возле братских могил советских воинов. Строительство финансировал  олигарх Олег Дерипаска, чей дед здесь похоронен.

Много на русской земли красивых храмов, но Церковь Покрова на Нерли — совершенство, воздвигнуто вопреки всем канонов православного зодчества не на красном месте (холме), а в пойме реки. Храм воздвигнут в гармонии между небом и землей, богом и верующим человеком.
В отличие от древнегреческого Афинского Парфенона, поражающим своими размерами и величием,  зодчим на Владимирской земле удалось максимально лаконичным приемом выполнить ту же задачу — воплотить в камне гармонию человека с природой, гармонию души человека.

В мире воспроизведено множество копий храма, больше и меньше оригинала, однако ни один из них не производит такого впечатления, как сохранившиеся развалины Парфенона, отполированные временем, солнцем и ветром. Значит суть не только в физических размерах (высоте, широте, длине), а есть нечто, что волнует человека. Технически возможно воспроизвести идеальную копию Парфенона, но это и будет всего лишь холодная копия. Афинский Парфенон — не просто архитектурный памятник античности, а воплощенная в мраморе гармония человека с природой и политическим миром, гармония души человека, полиса и микрокосмоса в данном месте и социальном времени. Уникальность Парфенона не в его размерах, а в пропорциях и воспроизвести их невозможно, если человек не познает самого себя.

В афинском Парфеноне древние греки закодировали модель мирового порядка созданного ими микрокосмоса. Древнегреческие храмы в отличие от христианских не были предназначены для совершения молебствий внутри их. Во время культовых действий в Парфеноне народ оставался вне помещений храма, обращенного архитектоникой вовне. Таким образом, достигалась гармония между устройством души, полиса и микрокосмоса в данном месте и социальном времени. При воспроизведении многочисленных копий Парфенона это соотнесение утрачивается. По аналогии с этим, демократия — всего лишь форма, а не предмет, который можно копировать.


Подробно:
Древнегреческая тайна Парфенона
Древняя Греция. «Золотой век» цивилизации
Древнегреческая тайна Парфенона. Послание будущему

Путешествие во Владимиро-Суздальскую Русь. Загадочное Ополье
Ростов Великий. Первый стольный град Северо-Восточной Руси
Суздаль. От стольного града великих княжеств до привилегированной тюрьмы и столицы «Золотого кольца»
Суздаль. Прогулка «Конь не свой, погоняй не стой». Платье, отражающее душу России
Суздаль. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта
Владимир. Стольный град Владимиро-Суздальской Руси
Княжеская резиденция Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли, отражающая гармонию души человека
Суздальская монастырская тюрьма. Советское зазеркалье.  Фельдмаршал Паулюс и европейские марионетки  Третьего Рейха
Экономист Николай Кондратьев. Гордость потомков и преступление Советской России

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: Золотое кольцо, История, Путешествия, Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments