dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Абхазия. Религиозный раскол. Новый Афон

Владимир Дергачев

Автор: Photo: Hons084 / Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37204531
Вид из Анакопийской крепости на Новоафонский монастырь

Православная церковь в Абхазии (или Пицундский католикосат) с неурегулированным самопровозглашённым автономным статусом в Абхазии, над территорией которой иными поместными Церквами, включая Московский патриархат, де-юре признаётся юрисдикция Грузинской церкви (Пицундская и Сухумо-Абхазская епархия). Де-факто православные клирики в Абхазии с начала 2000-х годов состоят в ведении Майкопской епархии РПЦ.

Существовавшая исторически автономная церковь в настоящее время не получила признания со стороны поместных православных церквей, произошёл внутри церковный раскол.
15 мая 2011 года Церковно-народное собрание, прошедшее в Новоафонском православном монастыре по инициативе архимандрита Дорофея (Дбара),  провозгласило автономную Священную митрополию Абхазии, которая постепенно должна быть преобразована в автокефальную Абхазскую православную церковь.

Важная проблема Абхазии связана с религиозной принадлежностью местного населения, где имеют место как христианство и ислам, так и язычество. При этом процессу укрепления православия в Абхазии препятствует формальная принадлежность этой республики к канонической территории Грузинского патриархата. Руководство Русской православной церкви не заинтересовано в изменении этой ситуации, так как Грузинская православная церковь ее активно поддерживает в длительном конфликте с Константинопольским патриархатом. (Владимир Евсеев Абхазия на перепутье. — Интернет-портал «Институт геополитики».  http://dergachev.ru/geop_events/070714.html).

22 октября 2018 года Церковный Совет Абхазской Православной Церкви выступил с заявлением, осуждающим действия Константинопольского Патриархата на Украине. Церковный Совет поддержал позицию Русской Православной Церкви и призвал «не вступать в молитвенное и евхаристическое общение с теми, кто разделяет и пытается властвовать, попирая церковные каноны и правила».

Средневековый религиозный центр Абхазии находится в селе Лыхны в Гудаутском районе.  здесь сохранился храм, руины  дворца  абхазских царей  и летняя резиденция владетельных князей Чачба, разрушенная в 1866 году после абхазского восстания по приказу русских властей. На протяжении столетий на обширной Лыхнинской поляне собирались абхазцы, чтобы обсудить важные проблемы и принять решения. В настоящее время здесь ежегодно отмечается праздник урожая.

На окраине села сохранились развалины христианского храма VI—VII веков. В X веке на Поляне была возведена  православная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Её фрески XIV века выполнены под влиянием византийского искусства и украшены дюжиной грузинских и греческих надписей. В 2007 году храм  был включен в список недвижимых культурных памятников национального значения Грузии. Внутри церкви находится усыпальница князя Сафарбея Чачба-Шервашидзе, при котором Абхазия вошла в состав Российской империи.

Абхазский князь в 1810—1821 годы Георгий II Шервашидзе (при рождении Сафар-Али-бей Чачба-Шервашидзе) —  незаконнорожденный сын Келеш Ахмед-бея Чачба. В раннем возрасте был отправлен аманатом в Санкт-Петербург. После того как в 1808 году его брат, Чачба Аслан-бей по одной из версий  убил своего отца, чтобы завладеть абхазским престолом, Сафарбей был вынужден скрываться в соседней Мегрелии под защитой мегрельского князя. Принял православие с именем Георгий и с помощью мегрельского дворянства безуспешно пытался захватить власть в Абхазии.

В 1809 году Шервашидзе подписал «всеподданнейшие просительные пункты», в которых попросил российского императора Александра I взять Абхазию под свою защиту, он отдавал себя и «всё находящееся в Абхазии в наследственное подданство … монарха всероссийского» при условии, что сам Сафарбей станет новым правителем княжества. Несмотря на то, что владетелем был его брат Аслан-бей, а сам он находился в Мегрелии. В 1810 году просьба была удовлетворена, и Абхазия получила покровительство Российской империи, о чем свидетельствует Грамота (Манифест о присоединении), данная императором Александром I владетелю Абхазии князю Георгию Шервашидзе, в которой российский император заявил о признании государственности Абхазии и о распространении на неё протектората России.

После решающих побед во время второй русско-турецкой войны русские войска смогли изгнать протурецкую партию, а также оставшиеся турецкие войска из региона. 17 февраля 1810 года Александр I утвердил Сафарбея Шервашидзе в качестве нового правителя Абхазии.

Был женат на княжне Тамаре Дадиани, дочери Владетельного князя Мегрелии Кации II (1757—1788), у них было четверо сыновей.

Действующий храм Успения Божьей Матери X-XI века на Лыхненской поляне. Здесь и далее фотографии Виолетты Зоновой.


В 2010 году абхазскими властями была начата реставрация церкви. Работы, по мнению грузинских специалистов, сопряжены с риском нарушения подлинности.






Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы Х века расположен в  центре села Моква, в 15 км к северу от райцентра Очамчира. Собор был построен абхазским царём Леоном III. Облик храма сближается с христианскими памятниками Киевской Руси, возведенными в византийском стиле. В храме находятся несколько склепов, в том числе с останками последнего владетельного князя Абхазии Михаила Чачба (Ширвашидзе) (1806 – 1866) и его сына Георгия.

Михаил Шервашидзе, последнего владетельный князь Абхазии (с 1822 и по 1866 годы), генерал-адъютант русской императорской армии, награжден  шестью российскими орденами. Георгия. Поскольку правящая абхазская династия исповедовала ислам, при рождении он получил турецкое имя Хамуд-бей. Отец заставил сына принять православие и отправил его в Тифлис в штаб главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом. За время Кавказской войны князь Шервашидзе неоднократно участвовал в экспедициях российских войск против горцев и за отличия в этих экспедициях получил чины вплоть до генерал-адъютанта. Во время Крымской войны был заподозрен в измене и связях с туркам, сослан в Воронеж, где и умер.

Светлейший князь Георгий Михайлович Шервашидзе (1846—1918) — наследник абхазского престола с 1866 года, поэт, общественный деятель Грузии. В 1866 году восставшие абхазы провозгласили Георгия Шервашидзе своим правителем, за что после подавления восстания он выслан в Россию. Служил в Оренбургском казачьем войске, в Одесском военном округе, с 1872 по 1875 годы — в отставке, затем снова на службе. Адъютант наместника Кавказа (1875), штабс-ротмистр лейб-гвардии Гусарского полка (1876), флигель-адъютант (1879), состоял в Свите (1880—1881). Право вернуться на родину получил только в 1905 году, жил в Кутаиси.








В 1902 году монахини из Богодуховского монастыря Харьковской губернии на базе храма основали Кавказский (Моквский) Успенский женский монастырь, а после революции его разграбили. В 1968 году отмечался 1000-летний юбилей Моквского собора, была проведена частичная реставрация. Рядом с собором сохранились руины колокольни.






Христианский храм Святого Георгия Победоносца в селе Илори, в Очамчырском районе является  образцом грузинской архитектуры XI века. Территория обнесена булыжной оградой, над воротами имеется колокольня. Храм возведен на месте одного из семи главных абхазских языческих святилищ, расположенного  в низинной местности, окруженной дубовым лесом, где прибывал божество Елыр-ныха. . Название переводится с абхазского языка как  «правосудие». Во времена становления христианства в Абхазии духовенство возводило храмы в местах, особо почитаемые местным населением. В течение столетий храм имел особое значение для абхазцев,  в сложных жизненных ситуациях люди обращались к этому святому месту. Здесь приносили очистительную присягу, чтобы снять с себя подозрения в постыдных поступках или преступлениях. Считалось, что молитвы, произнесенные в Илоре, всегда доходили до Бога.






С Илорским храмом  связано много  народных легенд и преданий. Однажды князь в лесу во время охоты ранил оленя. Убегая, олень скрылся в густых зарослях. Следы крови привели охотника к развалинам древнего святилища. Князь увидел раненого оленя, положившего голову на каменный престол с высеченным посередине крестом. Князь пощадил оленя и приказал воздвигнуть на том месте храм в честь Святого Георгия Победоносца.

Легенда об «илорском чуде» встречается у многих авторов. В день памяти Святого Георгия Победоносца возле храма устраивались большие ярмарки.

Накануне праздника двери церкви закрывали, и князь собственноручно опечатывал их печатью. На следующее утро в открытом храме обнаруживали быка.  Люди верили, что его неведомым путем приводил сам Святой Георгий. Бык по велению князя закалывался, а его мясо раздавалось по маленькому кусочку только мужчинам.

В 1733 году храм в Илоре разорили турки, которые были изгнаны в том же году.  Как отмечал грузинский царевич, историк и географ Вахушти Багратиони,  эта победа была «чудом, сотворенным Святым Георгием, так как в ту ночь он велел абхазам выступить и придавал силу в сражении».

В Илорском храме хранились древние иконы и различные приношения покровителю церкви и окрестных земель. Во второй половине XIX века в ризнице еще оставалось множество предметов старины, включая знаменитую золотую чашу. В храме было несколько глубоко почитаемых древних икон Cвятого Георгия, одна из них была известна как чудотворная.Сегодня в Илорском храме ежедневно проводятся богослужения. В церкви хранятся частицы мощей Cвятого Георгия Победоносца, мироточащие и даже кровоточащие иконы. Храм  посещают паломники из-за рубежа.

***
Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь расположен у подножия Афонской горы в Абхазии. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона с Афона (Греция) (Константинопольского Патриархата) при участии российского императора Александра III. Закрыт в 1924 году, возвращён верующим в 1994 году. 11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви. С 15 мая 2011 года монастырь фактически является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».

https://i.ytimg.com/vi/bRPJLQ-zH2Y/maxresdefault.jpg

У въезда в поселок Агудзера располагается храм святого Илии Пророка, привлекающий внимание своей необычной архитектурой. Храм был построен в 1908 году известным меценатом, лесопромышленником Николаем Смецким. На рубеже столетий этот костромской помещик приобрел в Сухуме в районе Гулрыпша и Агудзеры несколько участков земли, где устроил дендрарий с редкими субтропическими растениями, санатории для легочных больных.

Церковь, освященная во имя Георгия Победоносца, недолго оставалась храмом. В годы советской власти в храме располагались библиотека, курсы, складские помещения. Возрождение храма началось после грузино-абхазской войны, его освятили во имя Илии Пророка. Ведется  работа по реконструкции храма и  восстановлению церковного хозяйства. Силами прихожан к храму пристроена трапезная и баптистерия (крестильная). В храме Илии Пророка богослужения ведутся на древнеславянском и абхазском языках, а византийские песнопения – на древнеславянском, греческом и абхазском.









Абхазия. Маленький, бедный, но гордый форпост российской геополитики на Кавказе 
Нестор Лакоба. Друг Сталина, строивший коммунизм. «Враг народа» посмертно
Атомный проект. Совершенно секретные объекты в Абхазии
Абхазия. Религиозный раскол. Новый Афон
Абхазия. Бывшая всесоюзная здравница для народа. Столица Сухум, Гагры, Гульрипш
Абхазия. Специальные объекты для отдыха советских  вождей
Абхазия. Воспоминания об отдыхе в Золотой бухте между госдачами Хрущева и Сталина
Абхазия. Воспоминания. Безрассудный переход через закрытый Клухорский перевал. Кодорское ущелье войны и мира
Абхазия. Черноморская жемчужина курорт Пицунда. Природный антидепрессант
Абхазия. Кавказская жемчужина озеро Рица

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: Абхазия, История, Новый Афон, Путешествия, Религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments