dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Абхазия. Воспоминания. Безрассудный переход через закрытый Клухорский перевал.

Кодорское ущелье войны и мира
Владимир Дергачев

https://a.d-cd.net/fa470ces-960.jpg
Так мило выглядит ущелье с вершины Клухорского перевала после таяния снегов. От перевала берут начало реки Северный Клухор и южный Клыч.

После отдыха в спортивно-оздоровительном лагере МГУ «Пицунда» в сентябре 1966 года (см. гиперссылку в конце статьи)  я попал в Абхазию  транзитом в феврале 1969 года.

По горящей профсоюзной путевке инженер Вова срочно отбыл из Минска в Грузию курсом на Аджарию. Однако из-за нелетной погоды самолет рейса Минск – Симферополь - Адлер – Батуми застрял в аэропорту Адлер. Поэтому пришлось покинуть борт АН-10 и продолжить путь на электричке.

Река Псоу, давшая название одноименному абхазскому вину, разделяет братские советские республики, или как шутили грузины, РСФСР и ФРГ (Федеративную Республику Грузию). И в этой шутке была доля истины. В столицу солнечной Абхазии Сухуми электропоезд пришел поздно вечером. Ничего не подозревающего инженера Вову на вокзале ждали. Женщина из мелкой породы частников подплыла, размахивая пенсионными бедрами, и предложила ночлег. Вова заинтересовался. Шли молча, углубившись в зигзаги переулков, вошли в аккуратный дворик. Женщина открыла застекленную веранду дома: «Вот здесь будете ночевать, отдельная комната, чистая простынь (у меня не как у других), мягкая кровать, блох нет. За ночлег беру 2 рубля. Сами понимаете, зимой клиентов нет, а жить надо. Летом другое дело – отдыхающих хватает, тогда беру по рублю». Про себя инженер Вова наметанным глазом определил марку списанной походной солдатской кровати, вероятно, участницы Гражданской войны. И названная цена не укрепляла легенды о местном гостеприимстве. Торг был неуместен и оставшиеся три часа до батумского поезда инженер наблюдал ночную жизнь на роскошном  сухумском вокзале. В кассовом зале взволнованные курортники просились домой, хотя бы в общем вагоне. Кассирша вежливо отвечала: «Не толпитесь, граждане, сведения о наличии мест приносит дежурный по вокзалу по прибытию поезда».

Прибыл тбилисский. В зал решительным шагом вошел железнодорожник – дежурный по станции. Ну, как, есть? – вопросительно уставились на него курортники.
- Ничего не знаю, - вежливо отвечал он, протягивая пустую сводку кассирше.
Все внимание переключилось на неё.
- Нет мест, граждане, что уставились? - резюмировала она.

Так повторилось несколько раз, и Вова понял, что он действительно находится не в советской, а в федеративной республике. Как только он это понял, подошел батумский поезд, инженер-отпускник подошел к проводнику плацкартного вагона, сунул ему положенных по тарифу семь рублей и вскоре уснул мирным сном под аккомпанемент стука колес в полупустом вагоне, следуя далее по маршруту до аджарской станции Махинджаури и одноименного пансионата.

https://wfi.lomasm.ru/files/ussr/foto_frid/arh/wm/51310_tsvetnie_photographii_semena_phridlyanda-1081.jpg

В зимний месяц кроме экскурсий в качестве развлечения были ежегодные прогулки к железнодорожным пассажирским платформам, где можно было наблюдать особенности кавказской предприимчивости. Примерно за час до прибытия скорого поезда Батуми – Москва на станции «Махинджаури» между первыми и вторыми путями начинают расти апельсиновые и мандариновые пирамиды ящиков. Подходит поезд, на главной платформе начинается посадка пассажиров, а по другую сторону «случайно» открытые тамбуры штурмуют владельцы зрелых цитрусовых культур. По расписанию поезд стоит 3 минуты, остальное, необходимое для погрузки время, местные бизнесмены покупают за наличные. Нельзя сказать, что милиция дремлет. Не одного спекулянта на перроне нет, а что делается с другой стороны поезда, им вредно видеть для здоровья. Подробно: Зимний месяц в Махинджаури.

***
Безрассудный переход через закрытый Клухорский перевал в Абхазию. Во время службы в Советской Армии лейтенант не мог надеяться на отпуск в летнее время.  Поэтому,  обнаружив в недрах Минобороны СССР  управление по туризму во главе с генералом,  я обратился к нему с рапортом направить меня на офицерские сборы по горному туризму на Кавказ.  Но во время  летних сборов  в Приэльбрусье, произошло ЧП с немецкой группой  туристов, совершавших переход через  Главный Кавказский хребет — горный перевал Донгз-орун в Сванетию.  Перевал  расположен на границе Кабардино-Балкарии (Приэльбрусье, Россия) и Грузии, соединяет Баксанское ущелье с одноименной рекой и притоком (бассейн Терека) и ущелье Донгузорун с рекой Накра (басссейн Ингури) в Грузии. Высота перевала достигает 3203 метра. Название происходит от карачаево-балкарских слов донгуз — «свинья» и орун — «место», то есть «загон для свиней».  Группа советских военнослужащих должна была идти следом за немцами, но доблестные сотрудники КГБ запретили её выпускать  до выяснений обстоятельств с пропавшими иностранцами.  В качестве успокоительной пилюли руководство турбазы МО СССР  в Терсколе обещало нам выдать  значки и соответствующие квалификационные удостоверения, несмотря на прерванный маршрут.
21 июня 1970 года. Воскресенье. Турбаза «Терскол». Вечером просмотр фильма-оперы «Царская невеста», танцы были не в почете после  дневных радиальных и других восхождений.

22 июня. Отъезд с турбазы. Исходя из гуманного принципа «умный гору обойдет», руководство турбазы отправляет туристическую группу военнослужащих в Сухуми по железной дороге поездом Пятигорск – Адлер, далее электричкой вокруг Главного Кавказского хребта вместо запланированного  перехода через перевал Донгуз-Орун. У меня с майором Маратом свои коварные планы. Заключили с отъезжающей группой пари. Что за время, отведенное на проезд Пятигорск – Сухуми, мы пройдем через Клухорский перевал Главного Кавказского хребта  и торжественно въедем на попутной машине  в столицу орденоносной советско-грузинской Абхазии.

В Пятигорске прощаемся с группой  и держим путь на автовокзал. На автобус Минводы – Теберда мест нет, договариваемся  с водителем, который предлагает нам  уютно разместиться в проходе. Проезжаем  Черкесск и Карачаевск и вдоль реки Кубань  прибываем на курорт Тиберда, где заночевали на детской турбазе (рубль с носу за комплект белья).

23 июня. На контрольно-пропускном пункте  у директора Тебердинского государственного заповедника оформляем, точнее уговариваем дать пропуск в ущелье Гоночкир с открытой датой возвращения. На попутном грузовике добираемся до летнего лагеря нашей пятигорской турбазы, где консультируемся о дороге через Клухорский перевал, который был закрыт из-за обильного таяния снега.

Ущелье Гоначхир (по-карачаевски «узкое место») — одно из мест обязательного посещения в Домбае, особенно летом и осенью. Разнообразные пейзажи, горы, реки, озёра, леса не оставляют никого равнодушным.  Начало ущелья вполне оправдывает его название — горы с двух сторон сжимают реку, скалы буквально нависают над дорогой. Ущелье начинается в 7 км от Домбайской поляны, у места слияния рек Аманауз и Гоначхир. Протяженность его около 30 км до Клухорского перевала. Сегодня туристов пускают только на 15-й километр, до пограничного шлагбаума у реки Гитче-Муруджу, дальше путь закрыт — погранзона.

Перед подъемом к северному приюту, уверенные в легкой прогулке через перевал,  закупаем пять килограмм апельсинов.  Для сокращения пути идем  не по серпантину, а, так называемой, инструкторской тропе.  На влажном склоне  поскользнулся  и сделал удачное  «сальто-мартале», получив незначительные ссадины.  На перевале, на высоте 2781 метра над уровнем моря,  на берегу замерзшего Клухорского озера устраиваем апельсиновый обед. Исторического снимка на вершине Кухотского перевал не сохранилось, поэтому предлагаю вниманию фотографию из Приэльбрусья, сделанную  за несколько дней до этого, в долине Азау перед восхождением  на Баксанский ледник.


На Клухорском перевале установлено несколько памятников  в честь его защитников во время Великой Отечественной войны. В 1942 году при наступлении немцев на Северном Кавказе  группа альпинистов из горнострелковой дивизии «Эдельвейс»  с помощью местных проводников-сванов предприняла удачное восхождение  на Эльбрус  из верховьев  реки Кубани  с труднодоступного западного склона. На вершине был водружен фашистский флаг, а на обратном пути  уничтожен заслон  красноармейцев на «Приюте одиннадцать» и началась оккупация Баксанского ущелья. В 1943 году группа красноармейцев сняла фашистский флаг и водрузила на высочайшей вершине Европы государственный флаг СССР

В планах немецко-фашистского командования на лето 1942 года кавказскому направлению отводилось решающее место. После поражения советских войск в Донбассе путь вермахта на Кавказ был открыт. Стремясь захватить Кавказ, противник рассчитывал лишить Красную Армию стратегического сырья, в первую очередь нефти. Наступлением на Кавказ Берлин рассчитывал заставить Турцию выступить против СССР на стороне Германии. Для этой цели враг сосредоточил на кавказском направлении мощную ударную группировку из 22 дивизий. На начало операции превосходство врага в технике и личном составе было выше, чем на сталинградском направлении.

Удар с севера в направлении Главного Кавказского хребет советское командование не ожидало.
Основная группировка Северо-Кавказского фронта обороняло побережье Азовского моря, Керченского пролива и Черного моря до Лазаревской (командующий - маршал Советского Союза С.М. Буденный). Далее вдоль черноморского побережья начиналась полоса обороны Закавказского фронта (командующий - генерал армии И.В. Тюленев).  Удар противника в Закавказье ожидался посредством морских и воздушных десантов.
Государственный Комитет Обороны направляет в Закавказье  наркома НКВД Лаврентия Берия в августе  1942 года. Он оперативно, с присущей ему энергией разобрался в сложной ситуации. Командование 46-й армии не выполнило директивы Закавказского фронта от 24 июня 1942 года по организации обороны перевалов. Поэтому новым командующим был назначен генерал- майор К.Н. Леселидзе. Были заменены на ключевых должностях другие генералы и офицеры, организована охрана и оборона  многочисленных кавказских перевалов, началось строительство  оборонительных сооружений на Военно-Грузинской и Военно-Осетинской дороге. При штабе  Закавказского фронта была сформирована оперативная группа НКВД по обороне Главного Кавказского хребта. Л.П. Берия как член ГКО  внес существенный вклад в оборону этого стратегического направления (http://www.chekist.ru/article/1577). Грузинский художник Елена Ахвледиани в свое время написала картину «Лаврентий Берия организует оборону Кавказа на Клухорском перевале».

Клухорский перевал на Военно-Сухумской дороге с высокогорного участком (45 км) не приспособлен для  автомобильного движения. Транспортное сообщение на других участках зависит от погоды на перевале, зимой здесь частые снежные заносы. В августе 1942 году немцы были сбиты с толку указанной на картах  дороги через перевал, которая местами оказалась пешей тропой.

Седловина Клухорского перевала оборонялась 1-м батальоном 85-го стрелкового полка 394-й стрелковой дивизии. 15 августа перевал захватили немецко-фашистские части 1-й горнопехотной дивизии «Эдельвейс», наступавшие вдоль Военно-Сухумской дороги. Боевые действия за перевал продолжались вплоть до 21 октября, но выбить противника с тактически удобных позиций на южных склонах перевала не удавалось. Однако после окружения под Сталинградом 6-й армии вермахта, немецкие войска начали покидать Северный Кавказ,  и в январе 1943 года перевал был ими оставлен.

В Российской империи еще в начале Кавказской войны оценили удобство пути через Клухорский перевал Главного Кавказского хребта,  но за 19 век трижды безуспешно пытались проложить дорогу в 1820, 1867 и 1897 годы.  В 1914 году разработали проект железной дороги с тоннелем под Кухотским перевалом, но помешала Первая мировая, а затем Гражданская война. Для автомобильного движения дорогу пытались использовать лишь в годы Великой Отечественной войны. Строительство автомобильной Военно-Сухумской дороги началось в 1944 году, на перевал Клухор-баши она забиралась по ущелью реки Клыч. В 70-х годах спроектировали 4-километровый тоннель у перевала, но дальше дело не пошло. В советские времена дорога получила известность как пеший туристический маршрут. В последнее десятилетие имелся проект дороги Сухум – Черкесск, но границу на перевале не открыли.

***
Но вернёмся к нашему переходу 1970 года. Спускаемся с заснеженного перевала со склона в долину на пятой точке.  Марат попал в расщелину, но отделался легким испугом и ушибом. Только на спуске в ущелье мы поняли, почему перевал закрыт. Ущелье реки Клыч забито таящем снегом, образовавшим ледяные купола над водным потоком. Неосторожный шаг и можно оказаться не там, куда держим путь.  Вооружились палками, обнаруженными на подтаявшем склоне ущелья, пробиваем ими снежный наст, чтобы найти безопасный путь. Обмениваемся с Маратом адресами  родителей и наших воинских частей и выдерживаем дистанцию, чтобы не провалится вместе.  В месте, где река выбирается из ледового плена, с трудом выбираем её берег, по которому можно продолжить спуск. Маршрут в 36 км пройден за 8 часов, из них 12 км по мокрому снегу, из них 5 км по снежным куполам  над горной рекой. Туристы под руководством проводников-сванов преодолевают это расстояние за 13 – 15 часов.

На южном приюте нас встречали как покорителей космоса. Около печки наши коллеги из встречной группы «Бублики» сушат обувь и из-за закрытого перевала готовятся к возвращению на военную турбазу в Сухуми, куда и мы из группы «Чайники» держим путь. Сваны-проводники с женами устроили ужин, выпили немного разведенной нарзаном чачи за встречу «Чайников» и «Бубликов».  Хорошо! Редкое счастье
удовлетворенности и неподдельного счастья. Темнеет, электричества на приюте нет, включаю туристский фонарь. Мой фонарь у сванов вызывает неподдельный интерес, и впоследствии я выслал им такой же  из Ленинграда.

После перипетий перехода через перевал не спится…

http://iskatelklada.tuapse.ru/images/adrop/58/0HCB-43_mini.jpg

24 июня. Ранним утром проводник выводит «бубликов» и двух «чайников» к деревне, где нас ждет грузовик. По Военно-Сухумской дороге  прибываем на турбазу Министерства обороны «Сухуми». Построение. Традиционное приветствие и компот. Слегка располневший за долгую службу подполковник  читает нам персональное назидание: «Если сообщить о Вашем самовольном переходе через перевал начальнику турбазы «Терскол» - он поседеет. Вы совершили поступок, за который безоговорочно отчисляют с турбазы». Но репрессий не последовало.

Нас с Маратом помещают в коттедж для старших офицеров.  Основная масса туристов размещается в восьмиместных  полуземлянках. Новый корпус турбазы еще строился.

25 июня. «О, это море разбуженной лени!». После завтрака автобус вывозит нас на медицинский пляж в Синопе, где имеются сектора Министерства обороны, Интуриста и Совмина СССР. Погружаемся в море. По пляжу ходит полуголый грузин в сомбреро с фотоаппаратом  и предлагает свои услуги.

В полдень «чайники» посещают городской базар и удовлетворяют свои фруктовые страсти персиками и сливами. В промтоварном ларьке  грузин продает «водолазки» и пытается, расхваливая  товар, приложится к груди  покупательнице-туристке.

26 июня. Днем на пляже, вечером выезд дружбы в дом отдыха Кавказского военного округа. Всевозможные соревнования, в результате которых полтора ящика вина достается туристам. Отдыхающие дома отдыха обижаются: «Конечно, туристам хорошо, они уже спелись».

30 июня. Закупка вина «Псоу» и благородный отъезд. Из всех вариантов выбираю самый быстрый и рискованный.  Электричкой добираюсь до Адлера и буквально уже через полчаса лечу  самолетом Ан-24 в Астрахань.

На турбазе в Сухуме




Горный (почти альпийский) загар


Послесловие. Современное состояние 337-километровой Военно-Сухумской дороги (337 км) неудовлетворительно. Со стороны Карачаево-Черкесии значительная часть пути (170 км) асфальтирована, проходит через Карачаевск, горный курорт Теберду и далее по Гоначхирскому ущелью вдоль реки Клухор. Асфальтированная дорога заканчивается в ущелье недалеко от метеостанции. Последним пунктом на дороге со стороны Карачаево-Черкесии ранее была турбаза «Северный приют», полностью исчезнувшая в начале 1990-х годов. Затем 13-километровый участок дороги пересекает Большой Кавказский хребет по Клухорскому перевалу и выходит к базе «Южный приют» в Кодорском ущелье Абхазии.

Далее преимущественно грунтовая дорога  (53 км) идёт вдоль реки Клыч до сванского села Омаришара, затем по Кодорскому ущелью, вдоль реки Большая Мачара, и выходит на Черноморское шоссе в трёх километрах южнее Сухума. Участок, ведущий через Клухорский перевал, в настоящее время не приспособлен для автомобильного движения, а в перевальной части стал практически непроходим и для пешеходов из-за оползней и размывов. Имеется обходная тропа по левому берегу Северного Клухора. Транспортное сообщение по Военно-Сухумской дороге зависит от погоды на этом участке. Зимой здесь часты снежные заносы и сходы лавин.

После вооруженного грузино-абхазского конфликта 1992—1993 годов, а также установления режима государственной границы,  сквозное движение по Военно-Сухумской дороге закрыто.

Пограничная зона с российской стороны начинается у моста через реку Китче-Муруджу.

С инициативой восстановления и строительства отдельных участков автомобильной дороги выступили руководители Абхазии  и Карачаево-Черкесии. В 2010 году рассматривалось два варианта с тоннелями. Первый из них предполагает прокладку тоннеля длиной более 12 км в подошве Клухорского перевала, второй — устройство дороги через Архыз. Вариант через Клухорский перевал отклонён, так как он нарушал заповедный режим Тебердинского заповедника и был предложен вариант через перевал Нахар. Многие эксперты и в России и в Абхазии выражают экономический скептицизм в отношении строительства дороги. Проект строительства Военно-Сухумской дороги вызвал негативную реакцию с грузинской стороны.
Военно-Сухумский тракт нужен для стратегических целей, в качестве запасного маршрута из России в Абхазию. До сих пор из России в Абхазию проходит единственный сухопутный путь — через Сочи (Краснодарский край).  Строительство дороги предоставит Карачаево-Черкесской Республики прямой выход к морю через Абхазию.

На протяжении многих столетий Клухорский путь играл важную роль в экономике и культурных связях народов, обитавших по обе стороны Главного Кавказского хребта, в особенности абазин и абхазов. Перевалом могли воспользоваться также и враги для вторжения в Абхазию с Северного Кавказа. Об этом свидетельствуют  многочисленные древние памятники, руины крепостей и храмов.  Это был основной караванный путь, связывающий Колхиду с Каспием. Как туристический маршрут он остается популярным, Военно-Сухумская дорога очень живописна.

Кодорское ущелье войны и мира. Ущелье расположено в верхнем течении реки Кодор (Кодори) в северо-восточной части Абхазии на высоте от 1300 метров и выше.  Кодор, берущий начало с южных склон Главного Кавказского хребта, приняв справа приток Клыч,  протекает по узкому и живописному ущелью и в 20 км к юго-востоку от Сухума впадает в Чёрное море.

Кодорское ущелье,  протяженностью в сто километров, считается одним из самых живописных мест Абхазии. image001.jpg
https://i1.vpoxod.ru/ckeditor/77/68/30/86192.jpg


https://funart.pro/uploads/posts/2021-03/thumbs/1617183606_39-p-oboi-kodorskoe-ushchele-41.jpg

Климат ущелья влажный, примерно 180 суток ущелье скрыто снежным покровом. В долине расположены горные селения Ажара и Чхалта.  Согласно данным переписи 2002 года, здесь проживало 1956 человек, из которых 1912 были этническими грузинами-сванами. В августе 2008 года большинство местного населения покинуло ущелье вместе с отступающими грузинскими войсками.

Во время грузино-абхазской войны (1992—1993) Кодорское ущелье, административно входящее в состав Абхазии, стало местом противостояния. На стороне Грузии выступили отряды местного сванского ополчения. Во многом благодаря ему восточная часть Кодорского ущелья (так называемое «Верхнее Кодори») осталась в ходе боевых действий под контролем грузинского правительства.

В дальнейшем на территории ущелья сохранялась постоянная напряжённость, периодически захватывались заложники из числа военных наблюдателей ООН. Осенью 2001 года в ущелье со стороны Грузии вступила группа чеченских боевиков во главе с Русланом Гелаевым, что привело к обострению грузино-абхазских отношений. 8 октября 2001 года неизвестными был сбит вертолёт миссии ООН, в результате погибли девять находившихся на борту человек. Российские военно-воздушные силы осуществляли удары по боевикам.
В июле 2006 года под предлогом разоружения местных военизированных отрядов Грузия ввела в ущелье свои войска. В связи с восстановлением в районе грузинской юрисдикции президент Грузии Михаил Саакашвили распорядился разместить в ущелье правительство и парламент Автономной Республики Абхазия (в составе Грузии). Правительство в изгнании разместилось в селе Чхалта, а Верховный Совет — в селе Ажара. Верхняя часть Кодорского ущелья была переименована в Верхнюю Абхазию.

Резкая эскалация военных действий в Южной Осетии в августе 2008 года и последовавший грузино-российский конфликт  привели к обострению в зоне грузино-абхазского конфликта.  12 августа абхазы начали наступление и установили контроль над верхней частью ущелья. Около 2 тысяч местных жителей (сванов) и грузинский вооружённый персонал покинули этот район незадолго до появления абхазских сил. Таким образом, Абхазия восстановила контроль над всей территорией бывшей Абхазской АССР.

В далёком 1970 году, полвека назад, даже в воспалённом воображении трудно было представить, разыгравшуюся здесь драму с противостоянием двух народов.

Абхазия. Маленький, бедный, но гордый форпост российской геополитики на Кавказе 
Нестор Лакоба. Друг Сталина, строивший коммунизм. «Враг народа» посмертно
Атомный проект. Совершенно секретные объекты в Абхазии
Абхазия. Религиозный раскол. Новый Афон
Абхазия. Бывшая всесоюзная здравница для народа. Столица Сухум, Гагры, Гульрипш
Абхазия. Специальные объекты для отдыха советских  вождей
Абхазия. Воспоминания об отдыхе в Золотой бухте между госдачами Хрущева и Сталина
Абхазия. Воспоминания. Безрассудный переход через закрытый Клухорский перевал. Кодорское ущелье войны и мира
Абхазия. Черноморская жемчужина курорт Пицунда. Природный антидепрессант
Абхазия. Кавказская жемчужина озеро Рица

Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: Абхазия, История, Путешествия, СССР
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments