dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Карелия. Заонежье. Северная Эллада. Китеж старообрядчества

Владимир Дергачев

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cb/Karelia_old_houses.jpg
Ныне нежилая деревня Пегрема являлась типичным образцом деревянной архитектуры Заонежья. Она состояла из нескольких больших крестьянских домов, обращенных фасадом к озеру. Деревня была включена в список исторических поселений Республики Карелия в 1997 году, но в  2019 году из-за политики «оптимизации» на селе  решение было отменено

Парадный фасад карельского Заонежья – архитектурный памятник деревянного зодчества «Кижи».

Сюда устремляются туристы со всего света, особенно из коммунистического Китая. Вместе с тем это край  опустынивания сельской жизни, позор для современной российской власти, или демократии по-российски, которую  академик Вернадский называл царством сытых свиней.

Заонежье – историко-культурный край, включающий Заонежский полуостров и примыкающие к нему острова северо-востока Онежского озера. К территории Заонежья относятся более 500 островов Кижских шхер, крупнейшие из них — Большой Клименецкий. Административно территория Заонежья входит в состав Медвежьегорского района Республики Карелия. Кижский погост является символом Заонежья.

Географическая обособленность территории способствовала в прошлом до поры до времени ограниченному вмешательству российских властей в местную жизнь, что обеспечивало достойный человека образ жизни. Только демократия олигархической России смогла так достать местный уклад жизни, что опустынивание края приобрело второе дыхание после советских экспериментов с русской деревней.

Благоприятные природно-географические и климатические условия способствовали раннему заселению края еще в глубокой древности. Местные плодородные почвы, образованные в результате работы ледников в озерном крае,  называют «заонежским чернозёмом», что привлекало сюда земледельцев.  Это место по своему плодородию почв повторяет происхождение северных черноземов Залесского  Ополья  Северо-Восточной Руси — исторического ядра славянской колонизации. Подробно:Заонежье соседствует на западе с Европейским Союзом (Финляндией), где люди в северных провинциях живут достойно. В России сложилась традиция время от времени выкорчёвывать из сельской жизни наиболее деятельное население, включая старообрядцев, молокан,  кулаков  и просто истинно верующих православных людей.  Старообрядцы и молокане вынуждены были бежать и за рубеж, где благодаря пассионарности и трудолюбия создали достойную  человека жизнь даже за океаном, в Калифорнии, в Бразилии и Уругвае. Старообрядцы иногда возвращаются в современную Россию, но они никого не будут желанными для  коррумпированной власти. Их голоса невозможно  купить мелкими подачками перед парламентскими выборами.


История. Раньше других в Заонежье  появились саамы (лопари)  — малочисленный финно-угорский коренной народ Северной Европы.  В X—XIII веках  их сменили прибалтийско-финские племена — сегодняшние вепсы, карелы и финны.
Начало славянской колонизации Заонежья выходцами из новгородско-псковских земель относится к концу XIII – первой половине XIV веков. Впереди шли ушкуйники – новгородские разбойники (по-западному пираты). Вскоре появились первые новгородские фактории, следом шли крестьяне вынужденные покидать свои земли и идти на Север, спасаясь от набегов.
Монастырская колонизация территории Карелии началась в середине XIV века. Палеостровский монастырь Рождества Богородицы стал вторым православным монастырем на Онежском озере. Сюда, в монастырь, на Север, бежали старообрядцы-раскольники. Поэтому иногда Заонежье называют Китежем старообрядчества. Монахи вели сельское хозяйство и занимались рыбной ловлей (лосось, форель).

После присоединения в 1478 году территории Карелии к Московскому княжеству начался новый этап в истории колонизации Заонежья. На его территории было образовано четыре погоста, включая Кижский. Большую часть населения Заонежья составляли русские крестьяне: «черносошные», жившие на принадлежавших государству «черных» землях, и «монастырские», жившие на землях монастырей. Основным занятием местных жителей было земледелие, охота и рыболовство.   Заонежье находилось на торговом пути из Поморья в Новгород и местные крестьян получали дополнительный доход от перевозки грузов и пассажиров, предоставления  ночлега  и питания путников, корма для лошадей из соляных обозов.

Православные монастыри стали важными форпостами освоения северных земель.  Обрастая хозяйством, землей, промысловыми угодьями, монастырские обители становились экономически устойчивыми. Наиболее известной православной обителью Заонежья был Свято-Троицкий Клименецкий мужской монастырь, основанный на южном побережье Большого Климецкого острова Онежского озера в 1520 году новгородским купцом, по преданию, выброшенным туда на судне бурей.  Обитель появилась в кижских землях как форпост православия, в период значительных территориальных угроз со стороны Швеции. Христианизация населения Русской Церковью дополнительно закрепляло принадлежность края к Московскому государству. Место расположения монастыря было выбрано тщательно и позволяло контролировать торговый путь через Повенец к Белому морю.

В 1584/85 годах погосты Заонежья приобрели статус отдельного административного округа с центом в селении Ошта в составе Новгородского уезда. С начала XVII века Заонежье стало более чем на столетие пограничным краем. Во время шведской интервенции 1610-х годов население местных погостов вело активную вооружённую борьбу с захватчиками, и к лету 1614 года  их территория была полностью освобождена от интервентов.

В Смутное время на земли Заонежья вторглись отряды «панов», состоявшие в основном из разгромленных в центральной России формирований  казаков, составлявших войска Лжедмитрия. Это нашествие принесло огромные бедствия жителям Заонежских погостов. По данным писцовых книг 1616–1619 годов в шести крупнейших Заонежских погостах на 2231 живущий двор приходилось 1434 двора пустых, убыль населения достигла примерно 40%. Были разорены также Палеостровский и Климецкий монастыри. После Смутного времени началось медленное увеличение численности населения и восстановление экономики. К 1629 году число дворов в Заонежских погостах выросло вдвое. В 1649 году Заонежские погосты (кроме Пиркинского) вошли в состав образованного Олонецкого уезда и к концу века численность населения края составляла около 90 тыс. человек.

Большое развитие в Заонежье получило промысловое рыболовство, восстановились железоделательный и кузнечный промыслы. Среди товаров, отправляемых в центральную Россию, были «кижские ножи». После восстановления солеварения на Белом море крестьяне Заонежских погостов вновь включились в перевозку поморской соли. Признанным торговым центром Заонежья стал Шуньгский погост, где жило много посадских людей и торговых крестьян.

С XVII века широкую известность получила крупнейшая на Русском Севере — Шуньгская ярмарка оптовой торговли продовольственными и промышленными товарами. Здесь сходились торговые пути, которые вели в Поморье, Новгород, Петербург, Центральную Россию и в Финляндию.  Недельные ярмарки Богоявленская (Крещенская), Сборная с первого воскресенья Великого поста, Благовещенская и Никольская проводились четыре раза в год. Со строительством в 1880 году Повенецко-Шуньгского тракта и в 1914 году Мурманской железной дороги, когда соль, рыба и дичь стали следовать транзитом из Беломорья на Санкт-Петербург, значимость ярмарок снизилась.

Новым явлением в социально–экономической истории Заонежья стало возникновение во второй половине XVII века металлургических заводов. Первый в Карелии завод возник в 1666 году, его владельцем был новгородский купец Семен Гаврилов, продавший производство  датскому горнозаводчику. Со временем появились новые заонежские заводы, владельцами которых стали датчане.

Во второй половине XVII века Заонежье оказалось затронуто церковным расколом.

В 1651—1660-х годах Московским патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем была предпринята  церковная реформа.  Её целью была унификация богослужебной практики Московской церкви с Константинопольской (и греческой) церковью. Противники реформы были преданы анафеме как еретики, что вызвала раскол в Русской церкви. При Екатерине II начиная с 1788 года вместо названия «раскольники» введено употребление слова «старообрядцы». Но уже с 1803 года приверженцы старообрядчества (за исключением единоверцев) до  1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями.

В 1685 году около 2 тыс. монастырских крестьян из трех погостов – сторонники старой веры, явились в Палеостровский монастырь. Когда к монастырю подошли стрельцы, «толпа простолюдинов мужеска и женска пола сгорела без остатку». Спустя полтора года около 500 крестьян подожгли монастырь и сгорели. В результате этих «гарей» более двух тысяч наиболее непримиримых старообрядцев покончили жизнь самоубийством, оставшиеся в живых укрылись в глухих лесах. В 1694 году в верховьях реки Выг, в 75–80 километрах к северу–востоку от Онежского озера, возникла Выговская поморская пустынь, которая на протяжении более полутора веков, до середины 1850-х годов, была крупнейшим на Русском Севере центром старообрядчества. Религиозное и культурное воздействие выговских старообрядцев на крестьянское население Заонежья было очень велико на протяжении XVIII–XIX веков. В это время территория бывших Заонежских погостов составляла особый производственный округ Олонецких горных заводов. В годы петровских реформ, положение местных крестьян ухудшилось из-за постоянных рекрутских наборов и перевода «государственных» крестьян в «приписные». Произошла передача их в собственность Олонецких горных заводов. Во времена Екатерины II заводские повинности еще больше выросли, были повышены оброчные сборы, все это вызвало негодование крестьян и вылилось в знаменитое Кижское восстание, крупнейшее проявление крестьянского социального протеста в истории Карелии.

Со второй половины XIX века важнейшим событием, оказавшим влияние на этническую историю Заонежья, стала Крестьянская реформа и последовавшие за ней преобразования.  Рост промышленности и торговли, развитие отхожих промыслов привело к тому, что усилился отток населения края в города, где работа н а заводах приносила больший доход, чем земледелие.  Несмотря на это, к началу XX века Заонежье являлось самой густонаселенной территорией Олонецкой губернии, гдесформировалась особая локальная этническая группа русского этноса.

Подробно: Наш край – Заонежье. https://velguba.ru/about/3431303874/.

***
При советской власти коллективизация и борьба с церковью нанесла сокрушительный удар по жителям Заонежья, где традиционно было больше зажиточных, истинно верующих православных людей. После распада СССР Русский Север не выдержал цунами российской псевдо демократии.  Только в Карелии почти половина промышленных предприятий оказалась убыточной. Усилились процессы депопуляции населения, утраты регионом культурной и социальной привлекательности. Только благодаря самоорганизации поморов, старообрядцев  и других жителей северных районов они выживают, часто не рассчитывая на помощь государства. Основные занятия — собирательство, рыбалка, реже — охота, огородничество и туристические услуги.  Поэтому, как считают специалисты,  депопуляции Русского Севера идет медленнее, чем в Срединной России.

В настоящее время  Заонежье, входящее в Медвежьегорский район Карелии, приравнено к районам Крайнего Севера. Численность населения района сократилась  за период 1989 – 2021 годы с 47,3 тыс. до 26,5 тыс. жителей. В городских поселениях (Медвежьегорск, пгт Пиндуши и Повенец) проживают 75 % населения района. Административный центр — Медвежьегорск с населением 14 тысяч жителей (на момент распада СССР было 20 тысяч) пребывает в упадке. Не действует градообразующий в прошлом лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, основным работодателем остаётся железная дорога.

В Заонежье имеются многочисленные памятники археологические, деревянной архитектуры, исторические поселения, включая Музей-заповедник «Кижи», 126 памятников деревянной архитектуры в деревнях Космозеро (141 житель, 2013), Тамбицы (8 жителей), Яндомозеро (ноль жителей) и других. 46 деревень имеют статус исторических поселений: Боярщина (ноль жителей), Великая Губа (1035 жителей), Сенная Губа (21 житель), Ямка (8 жителей) и другие. Возрождена деятельность Палеостровского Рождественского монастыря (XV век) и Свято-Троицкого Клименецкого мужского монастыря.

Маленький островок Кижи еще в XV веке был центром большого округа — Спасского Кижского погоста, куда входили деревни на множестве окрестных островов и на самом Заонежском полуострове.

https://msk.mamahod.ru/wp-content/uploads/2020/07/DJI_0721-HDR-Edit-80.jpg

Космозеро. Деревянная церковь Александра Свирского, срубленная в 1770 году

Автор: Шелковников Евгений Анатольевич, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=107123810

На протяжении веков Заонежье жило преимущественно тихой, неторопливой, патриархальной жизнью и постепенно превратилось в огромный заповедник старой русской культуры, созданной руками крестьян, и сохранившей простонародный характер. В местном деревянном зодчестве долго сохранялись сложившиеся здесь особые приемы строительства. В иконах многие века жила память о древней новгородской живописи.  Здесь можно было услышать героические былины, восходящие еще к временам Древней Руси. Во множестве селений, разбросанных по извилистым, изрезанным озерным берегам и мелким островам Обонежья, сосредоточены большие художественные ценности. (Ангелина Смирнова По берегам Онежского озера. – М.: Искусство, 1969. – 135 с. (серия «Дороги к прекрасному»)  https://www.booksite.ru/fulltext/poberegam/text.pdf.

Историческая деревня Сенная Губа. У местных крестьян в начале двадцатого столетия была найдена уникальная рукописная книга «Наставление иконописцу и книжному писцу», переписанная в XVII веке. Книгу бережно хранили, передавали из семьи в семью не случайно. Это практическое руководство для мастеров. В окрестности Кижей жили и творили много иконописцев, переписчики книг.   В этой деревне в памяти многих крестьян сохранялся с далеких времен, передаваясь из поколения в поколение, древний былинный эпос. Здесь впервые в 19 веке были записаны былины об Илье Муромце, о «стольном граде Киеве». Родиной Рябининых — одних из самых знаменитых сказителей Заонежья — была деревня Серёдка, расположенная вблизи Сенной Губы.

В 1989 году в Сенной Губе в разгар пресловутой советской Перестройки  сгорела  православная церковь во имя Николая Чудотворца, памятник архитектуры.  Храм  возведен  в 1810 году, на небольшом мысу, на берегу озера, являлся важным ориентиром при движении судов в Кижских шхерах Онежского озера. Общая высота памятника достигала 30 метров. Церковь воплотила идеи традиционного народного зодчества Заонежья, Русского Севера — высотность, выразительный силуэт, композиционное единство с природой.

Для постройки храма использовались кирпич  и дерево. Церковь была построена «кораблем», включала последовательно расположенные помещения алтаря, собственно храмовой части, притвора и колокольни.  К сожалению, пожаром уничтожена верхняя  деревянная часть церкви, детали интерьера. Утеряна архитектурная доминанта на обширной территории Кижских шхер, передающей далее к северу эстафету монументальной многоглавой Преображенской церкви острова Кижи. В 2016 году волонтёрами начато восстановление церкви, колокольня укрыта временной крышей.

https://i.ytimg.com/vi/ljH7y5NhE7o/maxresdefault.jpg

Одно из самых крупных сел Заонежья — историческое поселение Великая Губа — раскинулась на восточном берегу Великой губы Онежского озера. Оно срослось из многих «концов»— деревень и с утраченным погостом с церковью в центре села. Еще недавно Великая Губа была естественным  музеем деревенского зодчества, но до настоящего времени сохранилось лишь несколько старинных построек. В прошлом это место считалось крупным центром торговли Заонежского полуострова со своей пристанью для пароходов. С 1877 года село Великая Губа была центром Великогубской области, славилось красивыми добротными двухэтажными домами  зажиточных крестьян и купцов.  Сегодня в Великогубском  сельском поселении  насчитывается 1563 жителя (2021), объединяющее 39 деревень. Собственно в Великой Губе проживает 1035 жителей и остальные 528 рассредоточены в 38 деревнях (в среднем 14 жителей или 2-3 избы на один населенных пункт).

Памятник заонежской деревянной архитектуры православный храм Успения Пресвятой Богородицы (Успенская церковь) в Кондопоге, бывший объект культурного наследия федерального значения,  сгорел в августе 2018 года. Располагалась церковь на берегу Кондопожской губы Онежского озера на мысе, вдающемся в Чупа-губу. Первое упоминание об Успенском храме на этом историческом церковном месте относится к 1563 году. Последний деревянный одноголовый шатровый храм (четвёртый) был построен в 1774 году уже на закате деревянного зодчества. Тогда через Кондопогу проходил Петровско-Повенецкий почтовый тракт. Церковь в Кондопоге строилась во время крестьянских волнений, как монумент памяти о Кижском восстании.  По версии следствия, поджёг Успенскую церковь 15-летний подросток и как несовершеннолетний освобожден от уголовной ответственности.

https://i.pinimg.com/originals/66/50/a3/6650a32dd1617917daddf5fb6f4ce8f2.jpg

Православные храмы на Русском Севере олицетворяли не только порыв человека к небу и солнцу, но воплощали любовь человека к земной красоте, к природе.  При советской  власти предлагалось перенести храм из Кондопоги в Кижи, но кто мог тогда вообразить, что придёт псевдо демократия, при которой можно запросто, безнаказанно для власти спалить  эту красоту.  Пепелище стало своеобразным памятником чрезмерной российской демократии, при которой в отличие от многочисленных войн, революций и гонений на православных можно так запросто  уничтожить православный шедевр.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/92/Church_after_the_fire.jpg


В XVI—XVII веках в Заонежье через торговую слободу Повенец пролегал торговый путь в Поморье (Белое море) и «тропа богомольцев» к Соловецкому монастырю. Во второй половине XVI века, при Иване Грозном, здесь работала Повенецкая таможня, прекратившая существование во времена правления Елизаветы Петровны. В 1702 году Повенец стал конечным пунктом «Осударевой дороги» (водно-волоковый путь, которым в ходе Северной войны всего за восемь дней были доставлены в Онежское озеро военные корабли, с помощью которых русская армия в дальнейшем взяла шведские крепости Кексгольм и Нотебург). В 1703 году Пётр I основал в Повенце чугунолитейный завод на местной руде (изготавливались пушки, шпаги и такелаж для молодого российского флота). Но уже в 1736 году завод был закрыт. В конце XVIII века в посаде Повенец Кемского уезда Архангельской губернии насчитывалось 62 двора. С 1800 года это заштатный город Олонецкого уезда Новгородской губернии, а затем уездный город Олонецкой губернии.

В XIX веке Повенец служил местом ссылки. С мая 1919 по февраль 1920 года находился под оккупацией англо-американских интервентов, являлся административным центром белой Олонецкой губернии. При советской власти с 1927 по 1930 годы — центр Повенецкого района, а  1931—1933 году — центр строительства Беломорско-Балтийского канала, сооружён судоремонтный завод. Статус посёлка городского типа имеет с 1938 года. В годы Великой Отечественной войны отступавшие красноармейцы взорвали плотину водохранилища, и водяной вал смыл гидротехнические сооружения и постройки Повенца, восстановленные после войны. Население Повенца сократилось за период 1989 – 2021 годы с 4,2 тыс. до 1,7 тыс. жителей.

***
Раз в году в Заонежье деревня Воробьи, как и в стародавние времена, становится центром крестьянского мира Кижской волости. В этот день жители окрестных деревень съезжаются сюда на молебен и народное гулянье. Часовня Кирика и Иулиты построена в деревне Воробьи в XVIII веке. Давнюю традицию празднования часовенных праздников музей-заповедник «Кижи» возродил в 1994 году. Старообрядцы почитают Кирика и Иулитту своими покровителями, считая себя такими же гонимыми за веру. В русских народных традициях день памяти Кирика и Иулитты считался серединой лета.

http://kizhi.karelia.ru/media/thumbs/info/2b/c4/1_foto_zastavki.jpg

После молебна вокруг часовни совершается крестный ход под колокольный звон. В 2021 году непредсказуемая кижская погода не позволила выйти на воду, на большой крестный ход по Кижскому ожерелью, как было запланировано. За общим столом угощались и пили чай из самовара. В празднике участвовал фольклорный ансамбль музея «Кижи». После застолья пели под гармонь старинные песни, романсы, а многие даже пустились в пляс. Как и бывает на настоящем народном празднике,  его участники много общались и говорили о жизни, о быте, о традициях.

https://pbs.twimg.com/media/EAunSvBXYAEftIL.jpg

Раннехристианские святые мученики Ки́рик и Иули́тта пострадали во время великого гонения при римском императоре Диоклетиане (244 – 311), который  желая вернуть Риму былое величие, начал гонения на христиан.  Память в Православной церкви совершается 14 июля шестеричным богослужением.

Согласно житию, Иулитта (Улита) была молодой вдовой знатного происхождения, проживала вместе со своим сыном Кириком в Иконии (ныне турецкий город Конья, в сельджукский период здесь жил знаменитый поэт и математик Омар Хайам). Во время римских гонений  она с трёхлетним Кириком, в сопровождении двух рабынь,  покинула Иконию. Жила как нищая странница вначале в Селевкии, а затем в Тарсе, где была опознана и предана суду.

Перед правителем Иулитта исповедала себя христианкой. Её разлучили с сыном и подвергли бичеванию, а ребёнка сбросили с каменного помоста и он скончался.  Мать отказалась принести жертвы языческим богам и её приговорили к отсечению головы. Мощи Кирика и Иулитты были обретены при императоре Константине Великом по указанию одной из рабынь, погребавших святых. Их перенесли в Константинополь, где в их честь был основан монастырь. По свидетельству паломников XII—XV веков, мощи святых находились в храме Святой Софии. Их судьба после падения Константинополя неизвестна. По другой версии, частицы мощей были  перенесены и сохранились в Осере и Невере (Франция) и Турне (Бельгия).

***
С 10 по 12 июня 2021 года во время празднования Дня России на острове Кижи проходил фестиваль «Каждый дом сродни отчизне». Работало множество интерактивных площадок, включая концертную, но особой популярностью пользовалась традиционная кухня трёх коренных народов — русских, карелов и вепсов.

Карельское блюдо калитки, пироги для зятя, пирожки с луком и яйцом, житники, уха из сушёной корюшки, гороховый суп, каша гречневая с мясом, каша перловая, кисель, сбитень, приготовленный на пятнадцати  травах, а на десерт — брусника с толокном. Карельские калитки с картошкой были безусловным хитом праздника. В этот день на заповедном острове было много иностранных туристов.  Заморским гостям понравились традиционные русские, карельские и вепсские блюда. 2700 пирогов испекли и съели на острове Кижи за три дня. Основная праздничная программа развернулась у дома крестьянина Яковлева.

http://kizhi.karelia.ru/media/thumbs/info/f2/38/20180610_ijg_180_copy.jpg

Послесловие. Географическая обособленность территории Заонежья способствовала в прошлом до поры до времени ограниченному вмешательству российских властей в местную жизнь, что обеспечивало достойный человека образ жизни.
При советской власти подверглись новым гонениям старообрядцы, коллективизация привела к уничтожению «кулаков» — самого деятельного ядра крестьянства. В конце 50-х годов главный строитель коммунизма и кукурузовод страны Никита Хрущев нанес сокрушительный удар по  личным приусадебным хозяйствам крестьян. Но все же методом проб и ошибок удалось создать  эффективные коллективные хозяйства (колхозы). Но российская псевдо демократия  уничтожила не только эту форму ведения сельского хозяйства, но нанесла смертельный удар по крестьянскому укладу. Олигархическая Россия смогла так достать местный уклад жизни, что опустынивание края приобрело второе дыхание после советских экспериментов с русской деревней.

Сегодня население Карелии —  609 тыс.  жителей (2021), по переписи 2010 года в республике проживало 82,2 % русских и 7,4 % карелов. За время разгула российской демократии население Карелии, расположенной с процветающей Финляндией и Евросоюзом,  сократилось почти на 200 тыс. жителей.  Максимальная численность населения в республике была зафиксирована в 1989 году (790,2 тысячи человек).

По теме:
Восточная Европа. Столичные агломерации и бермудский треугольник новой мировой периферии
Бермудский треугольник российской провинции
Когда туристы-папуасы посетят умирающие деревни «братьев славян»?


Карелия. Заонежье. Северная Эллада. Китеж старообрядчества
Кижи. Жемчужина «Серебряного ожерелья России»
Кижи «Русское Заонежье». Крестьянские усадьбы

Другие публикации о Карелии в «Ландшафтах жизни»:
Карелия. Столица Петрозаводск. Краткая история и современность
Карелия. Столица Петрозаводск. Достопримечательности
Петрозаводск лицом к Онежскому озеру. Набережная с подарками побратимов

Кемь. Ворота в Ад. Единственный правильный путь к  счастью
Медвежьегорск. Столица строительства Беломорканала и урочище Смерти
Нафталий Френкель. Архитектор лагерной экономики. От 
контрабандиста до строителя коммунизма

Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа

Карелия. От столицы до водопада
Сортавала. «А зори здесь тихие…»
Валаам. Жемчужина русской духовной культуры
Валаам. Позорные страницы истории. Советские «самовары»

Карелия. Сердоболь. Сортавала
Кронид Гоголев. Гениальный резчик по дереву
Карелия. Притяжение природой
Сортавала. «А зори здесь тихие…»

Карелия. Клубный отель «Гардарика»
Карелия. Горный парк «Рускеала»
Карелия. Рускеальские водопады. А зори здесь тихие
Карелия. Каменный сад



Добавиться в друзья
Живой журнал ВКонтакте Одноклассники Facebook


Tags: История, Карелия, Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments