dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Балтийск. Западный военно-морской форпост России

Владимир Дергачев, фотографии Валентины Балакиревой и другие

https://tropikanka.com/components/com_djclassifieds/images/item/4797_6535076_large_thb.jpg

Балтийск (до 1946 года — Пилла́у) — самый западный город России, расположенный в Калининградской области в 30 км  западнее Калининграда. Он занимает южное побережье Пиллауского полуострова и северное побережье Балтийской косы, разделён Балтийским проливом, который соединяет Калининградский и Гданьский заливы Балтийского моря.

Калининградская область — западный российский анклав, в котором  Балтийская  военно-морская база (ВМБ), крупнейшая на Балтике,  выполняет функции охраны морских рубежей,  входящих в зону стратегических интересов России, и возможное нанесение ответных ударов в случае агрессии НАТО. Здесь расположен аванпорт Калининградского торгового порта с паромным терминалом. Долгие годы Балтийск был закрытой пограничной зоной, открыт для российских и иностранных граждан с конца 90-х годов. На гербе Пиллау образца 1916 года был изображён серебряный осётр в золотой короне. Новый герб и флаг Балтийска утверждён в 1993 году и незначительно отличается от исторического.


История Балтийска берёт своё начало в XIII веке — первые упоминания о поселениях рыбаков относятся к 1258 году, а к 1363 году возникло поселение, ныне известное  под названием «Старый Пиллау». К его быстрому развитию привёл сильный шторм 10 сентября 1510 года. В результате образовался пролив, который  отделил Балтийскую косу от материка. Благодаря судоходному проливу Пиллау стал со временем крупным транспортным узлом.

За время существования поселение с замком  несколько раз переходила под контроль различных государств. В XVII веке, в результате Польско-шведской войны 1626—1629 годов, оно было оккупировано шведской армией. Шведы заложили звездообразную пятиугольную крепость (цитадель Пиллау), сохранившуюся до наших дней. В 1635 году, после заключения перемирия Швеции с Речью Посполитой и Пруссией, эта крепость (тогда ещё недостроенная) была выкуплена пруссами за 10 тысяч талеров, а через год в Пиллау вошли бранденбургские войска.

Относительно мирный период начался в Пиллау после заключения в 1660 году Оливского мирного договора между Речью Посполитой и Швецией, в Оливе, неподалёку от Данцига в Пруссии. Договор подписали император Священной Римской империи Леопольд I, курфюрст Бранденбурга Фридрих Вильгельм, шведский король Карл XI и польский король Ян II Казимир. Великий курфюрст бранденбургский Фридрих Вильгельм фактически стал осуществлять власть в Пруссии, и, понимая стратегическую важность местоположения Пиллау, в котором жило 300 человек, начал активно  его развивать,  предоставив поселению торговые преференции.

В 1697 году в Пиллау в рамках Великого посольства побывал российский царь Пётр I со свитой, он посетил его ещё дважды — в 1711 и 1716 годах,  тогда здесь насчитывалось 4 тыс. жителей.

В 1725 году прусский король  подписал указ о придании поселению статуса города, вместе со всеми полагающимися юридическими и административными правами. Во время Семилетней войны, в 1758 году, Пруссия была занята российскими войсками императрицы Елизаветы Петровны. В Пиллау была построена Русская Дамба (ныне известная под названием Русская набережная) и православная церковь.

1 июня 1807 года французская армия вошла в Пиллау, однако не смогла взять крепость. Через месяц был заключен Тильзитский мир между российским императором Александром I и Наполеоном. В конце 1812 году французские войска вновь заняли Пиллау при отступлении из России, но вначале следующего года вынуждены были  его покинуть под натиском русской армии.

В 1816 году в Пиллау построен новый маяк высотой 31,4 метра, а в 1871 году осуществлена модернизация крепости. 15 ноября 1901 года был открыт судоходный Кёнигсбергский канал, позволявший судам заходить из Балтийского моря в Кёнигсберг, минуя причалы Пиллау, и город начал приходить в упадок.

10 ноября 1918 года в городе произошла революция, он перешёл под управление совета рабочих и солдат, который просуществовал полгода. Затем Пиллау входил в состав Веймарской республики и Третьего Рейха. Германия в 30-е годы укрепила  расположенную здесь крупнейшую в Восточной Пруссии военно-морскую базу. В конце Великой Отечественной войны здесь шли ожесточённые бои, 25 апреля 1945 года город-крепость пал, а в ноябре 1946 года получил название Балтийск.

В 1946 году Краснознамённый Балтийский флот был разделён на два флота — Юго-Балтийский (затем 4-й флот со штабом в Калининграде) и Северо-Балтийский (затем 8-й флот со штабом в Ленинграде). В 1955 году два флота вновь объединены в Краснознамённый Балтийский флот. В 1956 году в соответствии с приказом Министра обороны СССР сформирована военно-морская база первого разряда Балтийск, возглавил её Герой Советского Союза контр-адмирал Сергей Кострицкий. Всего в ВМБ насчитывалось более 100 кораблей и судов, из которых 67 военных, силы дислоцировались от Клайпеды до польской границы.

В настоящее время дважды Краснознамённый Балтийский флот — оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота Российской Федерации на Балтийском море —  обеспечивает военную безопасность России в регионе Балтийского моря. Штаб Балтийского флота располагается в Калининграде.

Балтийская ВМБ отвечает за морское побережье Калининградской области России. В состав базы входят соединение ракетных кораблей и катеров, соединение кораблей охраны водного района, береговое ракетное соединение, части боевого, тылового и технического обеспечения. За годы существования корабли ВМБ многократно выполняли боевые задачи, побывав в портах почти 25 стран мира. Неоднократно балтийцы принимали у себя иностранные корабли и делегации. В Балтийской ВМБ были президенты России, Польши, Белоруссии, а также послы, консулы, начальники генеральных штабов, военные атташе и представители командования ВМС более чем 20 стран.

Военная, внутренняя, рыбная, судоремонтная, нефтяная, карантинная гавани Балтийска.

Интерактивная карта: http://russian-west.narod.ru/gorod/interaktiv_karta/dostoprim/dostoprim-karta.htm

С 2012 года начались работы по масштабной модернизации крупнейшей Балтийской военно-морской базы России на Балтике, ее ввод в строй ожидается в 2022 году.  До начала реконструкции  шестьдесят лет использовались причалы немецкой постройки.

Каждый из причалов ВМБ представляют сложное инженерное сооружение, обеспечивающее  потребности кораблей в электроэнергии, пресной воде, канализации и линиях связи. Реконструкция позволила разместить и снабжать всем необходимым крупные корабли первого и второго ранга. Здесь так же базируются корветы, ракетные и большие десантные корабли, включая новейшие.

На 20 причалах в гаванях Балтийской ВМБ заменены все коммуникации, обеспечивающие стоянку и базирование кораблей и судов, выполнен капитальный ремонт причального фронта, уложены новые кабельные линии электроснабжения и водопровод. Модернизация поможет сохранить ресурс двигателей и механизмов военных кораблей, который во время стоянки в порту будет полностью обеспечиваться с берега. Помимо строительства причалов выполнено дноуглубление, что позволило расширить возможности по базированию и маневрированию больших кораблей.

После завершения работ начнут действовать очистные сооружения с возможностью трехступенчатой очистки сточных вод, смонтирована и новая ливневая канализация.

Реконструкция превратит Балтийскую военно-морскую базу в одну из самых современных в мире. Этот морской форпост обеспечит присутствие России в Балтийском море и создаст надежный контроль над регионом. Модернизация ВМБ стала стратегическим ответом на приближение НАТО к российским границам.
Помимо модернизации Балтийской ВМБ крупномасштабные инфраструктурные проекты  для ВМФ Российской Федерации ведутся и в других регионах. Новая база для Каспийской флотилии возводится в дагестанском Каспийске, строится Новороссийская ВМБ и обновляется Севастопольская. Реконструируют и основные пункты базирования в Северном Ледовитом и Тихом океанах.
Большинство боевых кораблей Балтийского флота базируются не в Кронштадте, а в Балтийской военно-морской базе.  Флагман Балтийского флота ВМФ России эсминец «Настойчивый» (до 1992 года — «Московский комсомолец»). Это советский и российский 16-й эскадренный миноносец проекта 956-А «Сарыч». Кодовое обозначение НАТО — «Sovremenny class destroyer».

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/68/Nastojtshiwij_DD610.jpg/1200px-Nastojtshiwij_DD610.jpg

Эскадренный миноносец «Настойчивый» заложен в 1988 года на заводе  имени А. А. Жданова в Санкт-Петербурге, в 1992 году спущен на воду и принят в боевой состав Балтийского флота ВМФ России, включён в состав 128-й бригады надводных кораблей (Балтийск). Эсминец неоднократно лидировал в ВМФ СССР и Российской Федерации по боевой подготовке, участвовал во многих зарубежных походах.  В 1996 году «Настойчивый» посетил Президент России Б. Н. Ельцин, а в 2011 — Дмитрий Медведев. За время боевой службы эсминец находился в море в общей сложности около трех лет и прошёл более 100 тыс. морских миль.  С 2019 году эсминец проходил плановый ремонт, в ходе которого произведена замена двигательной установки и ремонт целого ряда систем жизнеобеспечения корабля.

При реконструкции Балтийской ВМБ созданы условия для постоянного базирования новейших корветов проекта «Стерегущий». Здесь базируются первые четыре корабля этой серии.

Корвет «Стерегущий».




Средний разведывательный корабль «Василий Татищев».


Большой десантный корабль «Калининград» заложен на Северной верфи в Гданьске (Польша) в 1984 году. Скорость корабля до 18 узлов, дальность плавания  6 тыс. миль, экипаж 87 человек.  Корабль  регулярно принимал участие в международных военно-морских учениях «Балтопс».  В 2006 году выполнил задачи дальнего похода в Атлантике и Средиземном море, посетив с визитом порты Туниса, Алжира, Испании и Португалии.  В 2009 году во время боевой службы совершил визиты в немецкий порт Киль и голландский порт Денхелдер.  В августе 2010 года представлял Военно-Морской Флот России на юбилейных торжествах, посвященных 500-летию Королевских Военно-Морских Сил Дании.

С декабря 2012 по август 2013 года корабль в сопровождении танкера выполнил задачи дальнего восьмимесячного морского похода, пронеся Андреевский флаг через Средиземное, Эгейское и Черное моря. Кораблем было пройдено более 32 тыс. морских миль, совершен деловой заход в порт Бейрут (Ливан). В ходе похода экипаж корабля выполнил комплекс учебно-боевых задач, среди которых учения по противовоздушной и противолодочной обороне, корабельные учения и тренировки, а также артиллерийские стрельбы.


Малый ракетный корабль


Десантный корабль на воздушной подушке «Зубр»

https://politikus.ru/uploads/posts/2015-03/1426162950_d8b0b74a8a405038dca97ff428a73ad9.jpg

Феодосийский судостроительный завод «Море» выпускал торпедные катера на подводных крыльях, десантные корабли на воздушной подушке «Зубр» (ДКВП).  Это самый большой в мире десантный корабль такого типа мог транспортировать три танка суммарной массой до 150 тонн, либо 10 бронетранспортеров и 140 человек десанта или 8 БМП. Без техники корабль мог принять на борт до полутысячи десантников. С 1984 по 2014 год был построено 15 «Зубров». В независимой Украине значительная часть документации была продана Китаю, возможно с солидной коррупционной составляющей.

Перед распадом СССР в Черноморском флоте числилась бригада десантный кораблей из восьми «Зубров». Поделили по-братски. России досталось пять,  а независимой Украине – три судна, которые успешно были списаны, возможно, на металлолом. По контракту  Украина и Россия продали для ВМС Греции по два «Зубра». В результате, у греков оказалось  четыре, у России –  два судна (на Черном море и Балтике) и в  Китай одно, достроенное на украинской верфи.

После присоединения к России на судостроительном заводе «Море» планировалось возобновить строительство десантных кораблей на воздушной подушке проекта «Зубр», заложен новый малый ракетный корабль для Черноморского флота.

По теме: Восточный Крым. Морской «Зубр». Сверхсекретный подземный атомный «вулкан

Катер-торпедолов


Танкер Балтфлота «Лена»


Морской буксир «Яков Гребельский»  назван в честь первого и бессменного капитана, построен в 1978 году на судоверфи в Финляндии.


Лоцманский катер


Пограничный корабль береговой охраны








Морской буксир


Плавучая мастерская


Судоремонтный завод






Башня АРТП-1 «Балтийская коса» системы управления движением судов.


Кафедральный Свято-Георгиевский морской собор Балтийского флота. Бывшая реформаторская немецкая кирха Пиллау, построена в 1886 году.  Во время штурма Пиллау весной 1945 года здание значительно пострадало. В советское время здесь размещался клуб моряков, затем военный склад, с 1991 года открыт православный морской собор. В 2001 году в храм были принесены частицы мощей адмирала Фёдора Ушакова, причисленного православной церковью к лику святых.










Здание Музея Балтийского флота располагается в двухэтажном здании, построенном в псевдоготическом стиле  в 1903 году для городского суда первой инстанции. Во время штурма города в 1945 году здание пострадало, однако было восстановлено. После войны здесь открылся один из первых в городе ресторанов «Балтика». В 1957 году здание было передано Музею Балтийского Флота. Музей затем переехал в Таллин, после развала СССР снова открылся в Балтийске. В нем открыты экспозиции, представляющие историю Балтийского флота. Рядом с музеем расположена небольшая выставка военной техники под открытым небом. Существуют планы расширения музея.




Tags: Балтийск, История, Калининградская область, Путешествия, Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments