?

Log in

No account? Create an account
Ландшафты жизни

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Эстония. Пюхтицкий православный женский монастырь
Ландшафты жизни
dergachev_va
Владимир Дергачев, фотографии Валентины Балакиревой
image001

Православный Пюхтицкий Успенский женский монастырь Русской православной церкви расположен в Эстонии. Основан в 1891 году, имеет статус ставропигиального (независим от местной епархии и подчиняется непосредственно московскому патриарху). Пюхтица по-эстонски — «святое место».

По преданию местным жителям  явилась  Богродица, и на месте её явления рядом с дубом была найдена Успенская икона Божьей Матери и в 16 веке построена часовня.

Благодаря губернатору Эстляндии князя Сергея Шаховского (1852 – 1894) и княгине Елизаветы Шаховской (1844 – 1938) в 1885 году на Богородицкой горе был открыт православий приход и сооружен храм. В 1891 году состоялось торжественное открытие Успенской женской обители, преобразованной в 1893 году в монастырь. Участие в создании монастыря приняли святой праведный Иоанн Кронштадтский и российский император Александр III.

В монастырском храме во имя преподобного Сергия Радонежского (1895) погребены благодетели — российский государственный и общественный деятель, губернатор Эстляндии князь Сергей Шаховской (умер в возрасте 42 лет) и спустя 45 лет его вдова — княгиня Елизавета Шаховская.
image003

Монастырь, который ныне находится в независимой Эстонии на территории Европейского Союза,  выжил, несмотря на революцию, гражданскую войну, во время хрущевский гонений на православную церковь, был в буржуазной Эстонии и под двумя немецкими оккупациями.

История монастыря связанная с драмой местной православной церкви в двадцатом столетии.

В 1917 году в Ревеле (Таллинне) была учреждена православная епископская кафедра во главе с владыкой Платоном, который в начале 1918 года был арестован и расстрелян отступающими из города красными. В начале 1918 года монастырь был оккупирован немцами, большая часть монахинь оказалась в эвакуации в России. В 1919 году монастырь оказался в буржуазной Эстонии, лишился земельных владений, за исключением небольшого надела. Была  создана трудовая община, преобразованная вновь в монастырь в 1935 году.  С1920 году монастырь  относился к автономной  Эстонской православной церкви, которая под давлением эстонских властей в 1923 году была принята в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

В 1940 году в соответствии с секретными протоколам между Советским Союзом и Германией Эстония вошла в состав СССР, а в 1941 году Эстонская Православная церковь была воссоединена с Московским Патриархатом. Правда, вновь не обошлось без репрессий.  Был арестован НКВД и расстрелян владыка Иоанн.

После начала Великой Отечественной войны и немецкой оккупации Эстонии произошел повторный переход местной православной церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, кроме Нарвской епархии. Немецкая оккупационная власть  не препятствовала деятельности  православных приходов, но запретила  контакты с Московским и Константинопольским Патриархатами.

Во время войны в монастыре  размещался немецкий штаб и воинские части, а в окрестностях были лагеря советских военнопленных. Монахини помогали им, как могли, передавали хлеб, одежду и лекарства. Советское командование направляло авиацию для уничтожения немецкого штаба в монастыре, то не одна бомба не упала на его территорию.

В 1944 году митрополит Александр  бросил паству и в Швеции организовал  Синод Эстонской Православной Церкви в изгнании. В 1945 году вновь произошло воссоединение  оставшейся Эстонской православной церкви с Русской Православной церковью Московского Патриархата.

После войны уже в 50-е годы наступила очередная беда. При Хрущеве было принято решение
о закрытии многих храмов, включая Православный Пюхтицкий женский монастырь. Оградил обитель от посягательств советских властей Митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий (Ридигер). После его избрания Патриархом Московским и всея Руси  монастырь получил  статус ставропигиального. Были организованы делегации Всемирного Совета Церквей и лютеранской церкви из ГДР, протестантской церкви из Франции с посещением монастыря. Визиты широко освещались в западной печати, власть вынуждена была отступить.  Патриарх так же спас и кафедральный Александро-Невский собор в Таллинне от переоборудования в планетарий.

В обители 120 монахинь и послушниц. Настоятельница монастыря игуменья Филарета (Оксана Викторовна Калачева) закончила в 1992 году Самарский государственный университет по специальности эмбриолог и генетик.  Подворья Пюхтицкого женского  монастыря открыты в Москве при храме Николая Чудотворца в Звонарях и Когалыме (Западная Сибирь).

Монастырь организует Пюхтицкие чтения. В декабре 2013 года здесь пройдет международная научно-практическая конференция «Диалог педагогических традиций  православия и современного воспитания» под председательством игуменье Филареты.  В оргкомитет входят профессор, доктор географических наук, зав. кафедрой экономической географии РГПУ имени А.И. Герцена  Ю.Н. Гладкий (Санкт-Петербург), профессор, доктор педагогических наук, проректор НГПУ им. Кузьмы Минина  В.В. Николина (Нижний Новгород) и другие.
image005

Святые Врата (вход в монастырь)
image007

image009

Главный Собор Успения Пресвятой Богородицы был возведен в 1908 – 1910 гг.
image011
Фотография из Интернета

image012

Трапезный храм святых праведников Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895)
image014

Гостиница для паломников
image016

Дом наставницы монастыря?
image018

Вблизи монастыря находится источник ключевой воды Спасов ключ, с которым связывают чудеса исцеления людей.  Приведём две истории.

Одна девочка после купания в источнике  прозрела, но вновь ослепла, когда мать забрала её домой.  И ребенок вновь стал слепнуть. Мать опять привезла девочку к источнику и девочка вновь исцелилась.  После этого женщина благословила свою дочь  остаться в монастыре на всю жизнь.

В 30-е годы английский лорд привез  к источнику  парализованную дочь, и она вернулась в Англию без посторонней помощи.  После этого чуда вся семья лорда  со свитой  приняла  Православие.
image020

Многолетнее беспрерывное существование обители, несмотря на бурный и трагический двадцатый век, приучили монахинь жить за счет собственного труда и натурального хозяйства без помощи извне. У монастыря имеется крупное подсобное хозяйство. На 75 гектарах земли выращиваются зерновые культуры, овощи и яблоки. На скотном дворе  обитают коровы, козы и куры. В монастыре  работают пошивочная, художественная и переплетная мастерские. Монахини сами заготавливают дрова.

Знаменитые Пюхтицкие поленницы
image022