dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Воспоминания о Советском Дунайском пароходстве

Владимир Дергачев
image001
Советское Дунайское пароходство  (СДП) было одним из крупнейших государственных судоходных компаний СССР со штаб-квартирой в Измаиле, а порт Рени — крупнейшим морским портом на реке.

В составе СДП было международное предприятие «Интерлихтер» с крупными лихтеровозами  «Юлиус Фучик» и «Тибор Самуэли» дедвейтом 36,6 тыс. тонн.  Работали регулярные линии   по перевозке грузов придунайских государств — Болгарии, Венгрии, Чехословакии и Советского Союза  – из порта Усть-Дунайск в Бомбей (Индия), Карачи (Пакистан), Меконг (Вьетнам). Лихтеровозые трудились также на средиземских линиях.

После распада СССР повезло только самому крупному советскому лихтеровозу «Алексей Косыгин», построенному на Херсонском судостроительном заводе. Его купила и эксплуатирует  после капитального ремонта американская компания «Waterman Steam Ship». Новое название судна  «Atlantis Forest».  Следы лихтеровоза «Юлиус Фучик» теряются в одном из греческих портов.  В Интернет имеется информация, что из металла других советских  лихтеровозов японцы уже давно сделали новые автомобили.
Всего транспортный флот СДП насчитывал тысячу судов дедвейтом около 1 млн. тонн. Ежегодный объём перевозок составлял до 12 млн. тонн. Речные и морские круизные лайнеры осуществляли перевозки иностранных и советских туристов.  Особой популярностью пользовалась круизная линия «От Альп до Черного моря». Его обсуживали  речные теплоходы «Амур» и «Дунай».  Им на смену пришли комфортабельные суда нового поколения  «Волга», «Днепр», «Украина» и «Молдавия». В Измаиле туристы пересаживались на морские суда «Белинский», «Осетия» и самый комфортабельный лайнер «Айвазовский», которые направлялись в Ялту и Стамбул.

Советское Дунайское пароходство было главным градообразующим предприятием Измаила и крупнейшим в Украинском Придунавье.
Распад СССР, балканские войны 90-х годов, вступление  большинства придунайских стран в Евросоюз и переформатирование грузовых потоков  оказали отрицательное влиянии на судьбу пароходства. Необходимо добавить «шкурные интересы»  самостийной элиты  Украины.

За годы независимости  Придунавье превратилось в депрессивный регион, куда периодически правящие партии направляют орды «эффективных»  менеджеров. В результате не только из объективных факторов, Украинское Дунайское пароходство оказалось на грани банкротства.

В настоящее время пароходство является убыточной компанией, количество судов сократилось на  несколько сотен, включая лихтеровозы  и единственный морской круизный лайнер «Айвазовский».  Многие годы компания держалась на плаву благодаря продаже флота.

Мировой и европейский кризис отрицательно сказались на работе портов, утративших  только за последние годы до 50 % грузов. Кроме того, в 2012 году низкий урожай зерновых в европейских странах привел к дальнейшему катастрофическому  падению грузовой базы. Высокие железнодорожные тарифы так же сдерживают развитие портов.

Навигация 2013 года характеризовалась сложными навигационными  условиями. На Верхнем Дунае в результате катастрофического наводнения был размыт шлюз на австрийском участке, а в августе произошло обмеление реки. Это отрицательно сказалось на круизном судоходстве, представленном оставшимся от советского наследства пока еще комфортабельными речными лайнерами «Украина», «Молдавия», «Волга» и «Днепр». В пароходстве отсутствуют  круизные суда нового поколения.

Как утверждает трудовой коллектив УДП в письме к премьер-министру  Украины, в случае банкротства пароходства произойдет не только утрата  навсегда рынка дунайских перевозок, но и социально-политический взрыв нестабильности в регионе.
Комфортабельный круизный лайнер «Молдавия» на рейде Будапешта
image003

Ветеран речного пассажирского флота Советского Дунайского пароходства «Дунай»
image005
Рекламная открытка


В 1883 году на Дунае появилось  первое русское пароходное общество «Князь Юрий Гагарин и К°». Российская империя установила регулярные  международные торговые связи с придунайскими государствами.  На снимке памятный знак в Измаиле к 100-летию этого события.
image007
Здесь и далее фотографии Антона Дергачева 

На горизонте речной порт Измаил
image009

Морской  сухогруз у причалов порта
image011

image013

image015

Речной теплоход-толкач «Караборье» (Белград, Сербия) на рейде Измаила. В прошлом такие советские суда успешно проводили  по Дунаю караваны лихтеров.
image017

Измаильский морской и речной пассажирский вокзал
image019

image021

image023

image025

Памятная доска напоминает о времени, когда пароходство возглавляли профессионалы, а не «эффективные» менеджеры от правящих партий. 
image027

Привокзальное кафе в ожидании туристов
image029

На местных туристических прогулочных линиях  еще работают, частично поржавевшие, советские катера.
image031

image033

image035

image037
Tags: Дунайское пароходство, Измаил, Украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments