dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Когда вино было богом

Владимир Дергачев
image001
Тицинан «Вакханалия» (1520)

После распада СССР для многих «братьев славян» пьянство заменило веру и идеологию. Но может ли очередная административная антиалкогольная компания дать положительный результат? Чтобы тело и душа были молоды, надо, прежде всего, закалять души людей.

Насильственные трансформации общества часто игнорируют коммуникационную природу человека. На оригинальном примере это образно показал европейский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883 – 1955). На вершинах торжества разума велик соблазн посмеяться над богами, что и продемонстрировали сверхдержавы ХХ столетия, предпринявшие наивные попытки организовать жизнь людей и «новый порядок» на основе «сухого закона».

Под солнечным небом Испании после посещения философом музея Прадо — крупнейшего собрания произведений изобразительного искусства родились «Три картины о вине» (1911), написанные под впечатлением от картины венецианца Тициана «Вакханалия» (1520), одноименного полотна Пуссена (1620) и произведения Веласкеса «Пьяницы» или «Триумф Вакха» (1628-1629). Это философская поэма о том, как вино было богом и стало гигиенической проблемой. В вине оцепеневший от изумления человек в старину встречался с некой извечной силой. Виноградины в сознании человека запечатлевались как концентрации света и силы, увлекающие в лучшую жизнь, «когда природа вокруг кажется просто великолепной, когда воспламеняются сердца, возжигаются взоры, а ноги непроизвольно пускаются в пляс. Вино — это мудрый, плодоносный и ветреный бог. Дионис, Вакх — в этих именах слышится гомон нескончаемого веселья; подобно жаркому ветру тропических лесов, он добирается до потаенных глубин жизни и там взбаламучивает её».

Посмотрите на «Вакханалию» Тициана. Вряд ли в мире есть еще одна такая жизнерадостная картина... Здесь вино привносит духовную энергию в людей, наслаждающихся радостями жизни. В этом полотне провозглашает себя философия Возрождения: «Самопроизвольно, хотя и под действием вина, побуждаются мышцы к танцу, гортань — к песне, сердце — к любви, губы — к улыбке, мозг — к идее». В «Вакханалии» показан миг, когда исчезают различия между человеком, зверем и богом.

В «Вакханалии» Пуссена нет крайностей, здесь изображен не тициановский полдень распутства, а «счастье, ставшее нормой». Возрождение уже минуло, и вместе с ним завершилась и человеческая вакханалия. Оптимистические ожидания Возрождения не сбылись, а жизнь, тягостная и чуждая поэзии, сжимается в пространстве между мистицизмом и рационализмом. Здесь «природа совершеннее культуры, или, другими словами, зверь ближе к богу, чем человек».
image003

Веласкес в «Пьяницах» («Триумф Вакха») призывает зрителей посмеяться над богами. Вакханалия опускается до заурядной попойки. Художник вымостил дорогу к времени, где нет богов. Это наше время — административная эпоха, когда люди говорят не о Дионисе, а об алкоголизме.
image005
Поэма о вине  заканчивается  трудным и большим вопросом: что же такое боги и что символизируют люди в образе богов?  Философ  говорит так: «Боги — это верховное значение, которое получают  некие вещи,  когда  они рассматриваются во взаимосвязях с другими вещами. Марс наиболее  ярко  воплощает черты воина — мужество, упорство, физическую силу. Венера выражает идеальный образ  сексуального  вожделения — желаемое, прекрасное, нежное и податливое, вечное женственное.  Вакх — это концентрация  естественного сверхвозбуждения,  то есть порыв, любовь  к просторам  природы и к животным,  изначальное братство  живых  существ  и те дарящие счастье наслаждения,  которые память  еще доставляет  несчастному  человечеству. Боги — это все наилучшее в нас самих, что некогда отделилось  от обыденного и недостойного и сложилось в образ совершенной личности».

Коммунистическое руководство, не читавшее по установившейся традиции классиков марксизма-ленинизма, продемонстрировало пред распадом СССР в антиалкогольной кампании свое дремучее ханжество в очередной и последний раз. Карл Маркс писал в письме к своему тестю Франсуа Лафаргу: «Сердечно благодарю Вас за вино. Будучи сам уроженцем виноградного края, я умею ценить вино по достоинству. Полагаю даже, вместе со стариком Лютером, что человек, который не любит вина, никогда не будет годен на что-нибудь путное». Любой «сухой закон» устройства мира, будь то географический или экономический детерминизм, игнорирующий коммуникационную природу человека, способен только разрушить существующий социум.

Источник:  Владимир Дергачев Геофилософия, 2004.
Tags: божественное вино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments