dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Category:

Иван Бунин. Певец пограничья природы

Владимир Дергачев
image001
http://img2.vetton.ru/upl/23000/22841/vetton_ru_redendgold-3264x2448.jpg

Русский писатель и поэт, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе
Иван Бунин (1870 – 1953) писал: «Я рос... в том плодородном подстепье, где образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым».

«Орловское пограничье» дало созвездие талантов: Тютчев, Лесков, Фет, Леонид Андреев, Писарев, Бунин, Пришвин, Михаил Бахтин и Сергей Булгаков. В пограничье возник гений Льва Толстого. Усадьба Ясная Поляна расположена в засечном лесу. В плодородном подстепье - малая родина Алексея Кольцова и Ивана Никитина, Андрея Платонова и Есенина. В юго-восточном пограничье в Поволжье родились Радищев, Карамзин, Белинский и Куприн.

В пограничье Российского государства на природно-ландшафтных и этнокультурных рубежах возникли феномен Одессы и Киммерии, Холмогор и Кяхты. Коммуникационная природа пограничья с относительной экономической свободой, интенсивным торговым и информационным обменом способствовала становлению талантов.

Природные ландшафты месторазвития через страстную ностальгию вызывают у творческих людей высокую энергетику эмоционально-ценностного восприятия мира и способствуют созданию продуктов кристаллизованной пассионарности.

Классическим образцом описания ландшафта жизни является творчество Ивана Бунина, создавшего во Франции в Приморских Альпах пронзительную лирико-философскую повесть «Жизнь Арсеньева», ставшей гимном не только Срединной России – Подстепья, но и одной из вершин русской и мировой литературы. Через философско-созерцательное и сверхчувственное отношение к природе раскрыты ландшафты души человеческой. Это история открытия счастья творчества и становления духовного мира человека, невозможного без гимна любви к природе и женщине - матери.

Вершины рубежной русской культуры были достигнуты в результате высокой энергетики множества «пограничных состояний», включая наличие тонкого слоя интеллектуальной элиты. Однако, по нашему мнению, решающим явилось открытие рубежной комплиментарной модели гармонии человека и природы: русский пейзаж, ландшафтно-парковая культура дворянских усадеб. Сады и парки - важный рубеж, объединяющий человека и природу, очеловеченная природа, наполненная историческим временем - воспоминаниями и поэтическими ассоциациями. «Времена года» Петра Чайковского - символ человеческой жизни, ландшафты души. Двуединая коммуникативная природа рубежей ландшафта и человека отражена в своеобразных полюсах кристаллизованной пассионарности.  Среди них выделяются историко-религиозные, такие как Сергиев Пасад, Валаам, Соловки, Кирилло-Белозерский и Иверский монастыри, Нилова и Оптина пустыни.  Особое место занимают историко-архитектурные (Новгород, Суздаль, Владимир), эстетико-художественные природно-исторические (Михайловское, Абрамцево, Поленово, Таруса) и ландшафтно-парковые местности. Благодаря гармонии природы и человека, его открытости к внешнему миру были достигнуты вершины рубежной русской культуры.

Отрывок из книги Владимира Дергачева «Геофилософия»

Духовная рубежность, символизирующая завершенность золотого века русской культуры, особо ощущается в стихотворении Ивана Бунина «Листопад» (1900).

Листопад
(отрывок)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.
……
Поэма «Листопад» впервые была опубликована в одноимённом стихотворном сборнике  Бунина, вышедшем в 1901 году  в издательстве «Скорпион» и пользовалась большой известностью у российской публики. Бунину была присуждена престижная литературная Пушкинская премия.

Один экземпляр сборника был послан Максиму Горькому.  Будущий главный советский (пролетарский)  писатель  оценил молодого поэта: «Хорошо! Какое-то матовое серебро, мягкое и теплое, льется  в грудь со страниц этой простой, изящной книги.  Люблю я, человек мелочный, всегда что-то делающий, отдыхать душой на том красивом, в котором  вложено вечное, хотя и нет в нем приятного мне возмущения жизнью…».

В собрании сочинений Бунина 1915 года  «Листопад» печатался с подзаголовком  «Осенняя поэма» и с посвящением Максиму Горькому.
Tags: Иван Бунин, Ландшафты поэзии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment