dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Category:

Казимир Малевич. Одержавший победу над солнцем

Владимир Дергачев
image001
Казимир Малевич (1879 – 1935) «Черный квадрат», 1913. Последняя копия обычно датируется рубежом 20-30-х годов.
«История искусства —  это история границы».
Богдан Мамонов

В Государственном Эрмитаже  можно увидеть картину  русского художника-авангардиста Казимира Малевича «Черный квадрат», приобретённую  меценатом и олигархом  господином Потаниным для музея за миллион долларов. Эта картина вызывала и вызывает бесконечные споры. Одни называют её шедевром, другие недоумевают, за что такая цена на аукционе?

Основатель супрематизма, одного из направлений авангардистского искусства, поляк по происхождению Казимир Малевич родился в Киеве, умер в Ленинграде в 1935 году от рака.  В 2008 году на аукционе Sotheby’s  в Нью-Йорке его картина «Супрематическая композиция (синий прямоугольник поверх красного луча, 1916)  была продана неизвестному покупателю за $60 млн., став одной из самых дорогих картин, написанной русским художником.
В 2014 году на июньских торгах аукционных домов Christie’s и Sotheby’s в Лондоне эскиз «Голова крестьянина» Казимира Малевича «ушёл» за $3,5 млн. За рекордные суммы были проданы и другие картины художников русского авангарда.  Почти одновременно в лондонской галерее Tate Modern открылась обширная (12 залов!) экспозиция «Малевич». Здесь выставлено два «Черных квадрата» из  четырёх существовавших.

Из множества мнений о «Черном квадрате» мне ближе всего интерпретация старейшего русского графика и иллюстратора Леонида Владимирского, создавшего классический образ Буратино.

Живопись как изобразительное искусство обладает двумя свойствами – изобразительность  и выразительность. Если с изобразительностью для большинства в основном все ясно, то   выразительность художник  может выражать  через выдуманную форму, композицию и цвет.  Но чаще всего  он использует оба свойства живописи.

В мировом изобразительном искусстве множество течений и направлений. Леонид Владимирский предложил расположить все картины на условной полке искусства. Чем изобразительнее будет картина, тем она будет стоять правее и наоборот. Чем больше в картине  выразительности, тем она левее расположена. Многим художникам такое соседство неприемлемо, левые художники  часто презирают правых, а те называют левых шарлатанами.  Можно один и тот же пейзаж изобразить с большой степенью  натурной достоверности. Но можно в изображении пейзажа  внести больше цветовой  выразительности, как это делали импрессионисты.  Например, Василий Кандинский  сначала рисовал  как многие художники. Но со временем дал волю  фантазии, цвету и линиям и появилась первая  абстрактная, отвлечённая от реальности картина.
На самом правом краю  полки почетное место могу занять картины  певца русского леса Ивана Шишкина.  Еще праве будет уже не живопись, а фотография.

Естественно, самую левую часть полки живописного искусства должна занимать   картина с противоположными качествами с абсолютной выразительностью и абсолютным отсутствием сходства с натурой. Это и есть «Черный квадрат» Малевича. «Черная геометрическая  фигура на белом фоне монументальна, устойчива,  молчалива,  торжественна, таинственна…».  Что это? Малевич считал себя «председателем  мирового пространства». Другие  в  «Черном квадрате» видели символ Вечности или смерти. Кто-то считал, что это не искусство, а изобразительная философия. Малевич пытался «шагнуть за нуль», но оказалось что «Черным квадратом» он поставил последнюю точку на пути движения живописи «влево» и создал самую абстрактную картину.

Литература:
Леонид Владимирский Тайна «Черного квадрата». — «Знания — Сила», декабрь 2007 года   


Tags: Казимир Малевич, Ландшафты живописи, Черный квадрат
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments