dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Мои звезды оперы и балета

Владимир Дергачев
Хотя я был заядлым театралом небольшой промежуток времени, оперная музыка и любимые солисты сопровождали меня по жизни. Вряд бы я написал свои книги и многочисленные статьи без сопровождения классической музыкой.
image007Из оперных певцов в моей жизни особое место занимает Зураб Анджапаридзе (1928 – 1997). Выдающийся певец, народный артист СССР, солист Большого театра Союза ССР (1959 – 1970) и Грузинского театра оперы и балета (1952 – 1959 и с 1970 года).Его имя золотыми буквами вписано в историю мирового оперного театра. Как изящно сказал оперный певец Владислав Пьявка, у Зураба был «лучезарный голос, играющий всеми красками солнечных лучей».

Непревзойдённый лирико-драматический тенор с артистическим обаянием остался навсегда в моей памяти исполнением арии Марио Каварадосси из оперы Дж. Пуччини «Тоска».

Зураб Анджапаридце пользовался безграничной любовью грузинского народа и похоронен в сквере Тбилисского оперного театра рядом с корифеями грузинской оперной музыки.

По теме: Зураб Анджапаридзе. Властитель тенорового Олимпа


***
image008Выдающуюся советскую и молдавскую оперную певицу Мария Биешу (1935 – 2012) я впервые увидел и услышал в расцвет лет и славы, когда она только что была признана на международном конкурсе в Японии лучшей в мире исполнительницей партии мадам Баттерфляй («Чио-Чио-Сан»), завоёвывала звание лауреата, первую премию и «Золотой кубок». Последний раз я слушал её в Одесском Доме ученых в 1995 году.

Народная артистка СССР (в 35 лет!), Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской и Государственной премии СССР.  

Дебют Марии Биешу состоялся в 1962 году, когда она исполнила на сцене молдавской оперы партию Тоски из одноименной оперы Дж. Пуччини. Далее последовала стажировка в миланском театре «Ла Скала» (1965/67) и блистательные выступления на международных конкурсах, отечественных и зарубежных оперных сценах.

После аварии на Чернобыльской АЭС Мария Биешу дала концерт в Чернобыле, получила дозу облучения, что привело с годами к лучевой болезни (лейкозу).    

В августе 2011 года в одном из последних интервью «Российской газете» Мария Биешу подвела итоги своей жизни: «Вообще Советский Союз - это моя ностальгия. Я его объехала весь вдоль и поперек. В месяц пела по семнадцать спектаклей.

И никогда не хотела уехать. Предлагали головокружительные контракты в Японии и в Италии. Боже сохрани! Сейчас вот модно говорить, что власти не пускали. Меня пускали. Сама не хотела. Я без своей Молдавии, без своего поля и травы у дороги жить не могла. Где бы ни была, в каком краю, но всегда домой рвалась. Вдохну кишиневский воздух - и состояние счастья.

Я очень люблю Россию. И переживаю за нее сильно, постоянно смотрю российское телевидение. Разное у вас там творится: взрывают, убивают людей, но Россия была и будет во многом первой. Как раньше говорили - передовой.

Москва же все для меня сделала, все звания, и все премии - все Москва дала. Как я могу это забыть и не быть благодарной? Несколько лет назад я тяжело заболела. Лейкоз. Ну, думала, это все, прощай белый свет. Опять меня Москва спасла, позвонили из Российского посольства, справились о моих бедах. Из Москвы прилетел врач из института гематологии, и меня туда забрали. Там врачи сутками не отходили от меня. И, что немаловажно для артистки с нищенской пенсией, не взяли ни копейки за лечение. Хотя я иностранка теперь в чистом виде. «Мы помним добро и ваш талант», - сказал мне главный врач той клиники, а это эффективнее лекарств».

Мария Биешу умерла в 2012 году.
image010


***
image011Я был в Большом театре Союза ССР на юбилейном 1500-м спектакле  «Евгений Онегин», который состоялся 26 апреля 1963 года. Режиссер-постановщик — народный артист СССР Борис Покровский. К этому празднику русской оперы был издан юбилейный буклет с предисловием народного артиста СССР Ивана Козловского,  пятьсот раз  спевшего партию Ленского.
«Евгений Онегин»  шел в Большом театре восемьдесят два года!  Зрители видели и слышали разных Ленских, Онегиных, Татьян…

В революционные годы Онегин выходил на сцену в красной сорочке, подпоясанный, в сапогах.

Тайна сценического успеха «Евгения Онегина» по словам Чайковского в обыденности сюжета, не исключающего поэзию и драму.
Опера «Евгений Онегин» стала национальной гордостью России, неумирающим источником красоты, радости и добра.

В юбилейном спектакле ведущие партии исполняли молодые солисты Юрий Мазурок (Онегин), Алексей Масленников (Ленский), Галина Вишневская (Татьяна), Александр Огнивцев (Гремин).

Народной артистке  РСФСР Галина Вишневской (1926 – 2012) было 37 лет. Её дебют в партии Татьяны состоялся в 1952 году, когда Вишневская, не имея консерваторского образования, была принята в Большой академический театр и стала ведущей солисткой главной оперной сцены страны.

В дальнейшем я слушал Галину Вишневскую на других оперных сценах, в том числе на сольных концертах с  Мстиславом Ростроповичем.

Отдавая дань таланту оперной певицы, все же больше всего на меня произвела впечатление её пронзительная автобиографическая книга: Галина Вишневская История жизни. М.: Новости. 1991. Её содержание можно выразить словами великой оперной певицы: «Родину дает нам Бог».

image013
***
Балет сочетает  хореографию, музыку, драматическое действие и  изобразительное искусство (декорации, костюмы). В отличие от оперы солисты балета  должны создать эмоциональную атмосферу для  зрителя с помощью движения.
Классику русского балета «Лебединое озеро» я многократно смотрел в Большом театре Союза ССР и на других оперных сценах, в том числе в Кремлевском Дворце съезда  с солисткой Миланского театра «Ла Скала» Лилиан Кози (Одетта и Одиллия) и балеты  «Спящую красавицу»  и «Каменный цветок» с Екатериной Максимовой.

image015 image017
Но мне на всю жизнь запомнилась «Жизель» с солистами Датского Королевского балета Симоне Кирстен и Флемингом Флиндтом, ставшим знаменитым не только танцовщиком, но и хореографом. Созданный Симоне Кирстен  образ «Жизель» я считаю вершиной сценического обаяния балерины, создающей эмоциональную атмосферу с помощью  только танца. Когда даже неискушённые в  балете зрители бросались к оркестровой яме, чтобы выразить свои чувства. В 2001 году балерина была награждена престижной медалью «Ingenio et Arti», учрежденной королевским домом Дании за особые заслуги и достижения в культуре и искусстве. В современной Европе на DVD  изданы классические балеты с участием великих исполнителей, среди которых Рудольф Нуриев и Симоне Кирстен.

Я так же смотрел  «Жизель» в Кировском театре оперы и балета в Ленинграде с солистами Дрезденского балета Карин Френцель (Жизель) и Дитер Шлегель (Граф Альберт). Но датчане с родины «Дюймовочки» более эмоционально передавали атмосферу балета.

Романтический и фантастический балет французского композитора «Жизель» (полное название «Жизель, или Вилиси») впервые был поставлен в Париже в 1841 году. В основу положена легенда о «вилисах», заимствованная либреттистами у Генриха Гейне из его произведения «О Германии».

Балет в Европе имела огромный успех. Балет «Жизель» самый старый в репертуаре академического театра оперы и балета в Санкт-Петербурге. Правда, при советской власти, партийные руководители искусства, настаивали, чтобы был изменён сюжет. Крестьянка не должна любить аристократа, а могла отдать свои чувства пролетарию – лесничему Гансу. Но идиотизм не победил и «Жизель» продолжила жизнь на советской сцене.
Tags: Балет, История, Классическая музыка, Ландшафты музыки, Опера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments