dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Забайкалье, Приамурье и Приморье в моей жизни

Владимир Дергачев

http://zemlyanin.info/wp-content/uploads/2012/08/zabajkalskij_kraj-496x372.jpg

Хотя я значительную часть жизни  прожил в Восточной Европе — в Российской Федерации, Белоруссии и на Украине, с Забайкальем, Приамурьем и Приморьем связаны важные биографические вехи. Моя мама окончила Астраханское педагогическое училище (1940) и по комсомольской путевке была направлена на работу в Забайкалье, где преподавала в начальных школах железнодорожных станций Куэнга  и Тарская Забайкальской железной дороги.

http://photos.wikimapia.org/p/00/04/18/85/48_big.jpgПервоначально Транссибирская магистраль заканчивалась в Сретенске на Шилке, откуда  начинался речной путь на Дальний Восток по Амуру. Затем от станции Куэнга  продолжили на  восток Транссибирскую магистраль. В настоявшее время на станции и прилегающем селе Дунайское проживает около тысячи человек.

Папа, после досрочного выпуска  Ленинградского военно-медицинского училища был направлен в августе 1941 года на службу в гвардейский  минометный полк, который дислоцировался в Москве в резерве Ставки Верховного Главнокомандования. В мае 1942 года полк с ракетно-минометными установками (знаменитыми «Катюшами») был переброшен в Забайкалье в Агинские лагеря. Ракетная артиллерия играла роль оружия устрашения против японской Квантунской  армии, расквартированной в Маньчжурии.

В Чите произошла встреча мамы и  папы, которые поженились в Забайкалье,  и в 1945 годы я родился в железнодорожной больнице станции Карымская, расположенной на берегах Ингоды. Во время войны с Японией мой отец, старший лейтенант  медицинской службы,  прошел с войсками Забайкальского фронта  до Мукдена (ныне Шэньян).

Отец мало рассказывал о службе в ракетно-минометном полку. И только после его смерти я обратил внимание, что полк был уже гвардейским в августе 1941 года, тогда как согласно официальной версии, первые гвардейские части появились после сражения под Ельней в сентябре 1941 года. И только после распада Советского Союза стала доступна информация об особенностях формирования частей ракетной артиллерии.

После знакомств и регистрации брака в 1944 году,  мама, чтобы быть ближе к месту службы мужа,  переехала на станцию Тарская Забайкальской железной дороги, где продолжила  преподавать в начальной школе.  Отсюда  в 1897-1901 годы была построена Кайдаловская ветвь  Забайкальской железной дороги (ныне участок Тарский - Забайкальск), соединившая Великую Сибирскую и Китайскую Восточную железную дорогу (КВЖД). Поэтому в начале двадцатого столетия станцию называлась Китайский разъезд.  Сегодня в поселке проживает около 100 человек и школа не сохранилась.

Железнодорожная станция Ага. Фотография начала 21 века, когда цивилизация с евроремонтами сюда не дошла. Но уже видна попытка сделать новый перрон.
http://photos.wikimapia.org/p/00/01/55/47/57_big.jpg
На Кайдаловской ветви находится станция Ага,  где служил мой отец. Многие фотографии отца военных лет подписаны этим названием. Официальный адрес полевой почты «Чита-43», хотя Агинский артиллерийский полигон, вблизи которого был расквартирован гвардейский миномётный полк, находился на расстояние 217 км от столицы Забайкалья по федеральной трассе Чита – Забайкальск, расположенном на границе с Китаем, или в 195 км по железной дороге. Из-за повышенной секретности в военном городке нельзя было жить семьям. Поэтому мама и перешла на работу в начальную школу в Тарском. Куда отец мог в свободное от службы время добраться  поездом за 2 часа (что по сибирским меркам не расстояние).

Название станции Ага пошло от протекающей вблизи одноимённой реки. «Ага» переводится с бурятского, как «степь».  На этой реке расположен административный  центр Агинского Бурятского округа поселок городского типа Агинское, в котором население за последние десятилетия выросло в три раза, что не типично для сибирских и дальневосточных  населённых пунктов. По возможности в дальнейших публикациях мы его посетим.

Сегодня в поселке при станции Аге проживает 1,36 тыс. жителей (2010). Агинский артиллерийский полигон просуществовал с 1933 до конца 50-х годов. В дальнейшем здесь был расквартирован полк по утилизации артиллерийских снарядов.  На закрытом полигоне еще в наши дни энтузиасты собирают и иногда гибнут за металл неразорвавшихся снарядов. В сентябре 1962 года в рамках секретной операции «Тюльпан» с другого участка Агинского полигона вблизи станции Ясная были проведены два успешных  пуска серийных ракет Р-14, оснащенных  термоядерными зарядами, по условным целям на ядерном полигоне в Арктике (Новая Земля).

Кстати, река Ага является притоком Онона. Эта одна из трех великих рек Монгольской империи. В верховьях Онона, возможно,  затерялась могила великого полководца Евразийской степи Чингисхана. Лев Гумилёв называл Ононский сосновый бор родиной монголов.

***
Будучи студентом  3 курса географического факультета Московского государственного университета, я  в 1965 году по личной инициативе был направлен на летнюю производственную практику в Читинскую лабораторию Институт географии Сибири и Дальнего Востока СО АН СССР, чтобы принять участие в экспедиционных работах в Восточном Забайкалье.

D:\Мои картинки\img700.jpg10 июня 1965 года я отправился в путь на восток.  Предварительно, в бухгалтерии  географического факультета МГУ мне выдали аванс в 82 рубля и 90 копеек. Перед дальней дорогой по Транссибу я закупил в гастрономе «Москва», расположенном в здании одноименной гостиницы,  скумбрию горячего копчения.  Этого дефицитного  по тем временам продукта, в университетском  гастрономе  не было.

В плацкартном вагоне моими соседями оказалось два молодых отпускника-геолога, возвращающиеся с Югов на забайкальский север и в забайкальские степи,  где они работали в геолого-разведочных партиях в условиях  сухого закона. Геологи не смогли израсходовать все отпускные и очень сокрушались по этому поводу. Приняли меня с дефицитной рыбой в свою компанию. На всем протяжении пути, каждое утро начиналось с  «забегов» в продовольственные магазины  на железнодорожных станциях с целью покупки одной бутылки  главного русского горячительного  напитка. Для эффективного проведения операции мы втроем рассредоточивались, по составу, чтобы  один из нас оказался ближе к желанной цели. Одним, словом, доехали весело, хотя я не злоупотреблял спиртным, задушевные застолья  дали мне много интересной информации о жизни «во глубине сибирских руд».

Один из попутчиков работал в геологической экспедиции,  исследующей на крайнем севере Забайкалья крупнейшее в стране и третье в мире  по запасам Удоканское месторождение меди, открытое в 1949 году. Планировалось на базе освоения месторождения создать город с населением 100 тыс. жителей.

Но как часто бывает на Дальнем Востоке из-за бездорожья, отсутствия необходимого капитала освоение Удокана неоднократно переносилось, даже после строительства БАМа. Ближайшая железнодорожная станция Новые Чары, расположена всего в 30 км от Удокана. Очередная попытка освоения предпринимается Байкальской горной компанией «Металлоинвеста» — ведущего производителя и поставщика железорудной продукции на мировом рынке, обладающего вторым по величине в мире разведанными запасами железной руды. БГК планирует к 2016 году вывести на проектную мощность строящийся Удоканский горно-обогатительный комбинат.  Интерес к месторождению проявляет Китай. Сегодня часто на Дальнем Востоке надежды возлагают на китайцев, чем на Москву.   
Мой попутчик с Удокана рассказал о заброшенном лагере ГУЛага в горном ущелье  на севере Забайкалья. Информация была скудной, только в 90-е годы я узнал об одном из самых страшных гулаговский лагерей –  Борлаге. Здесь в 1949 – 1951 гг. в Мраморном ущелье  трудом заключённых, включая власовцев и политических,  добывался радиоактивный уран. На руднике работали и вольнонаёмные инженеры, административный персонал. Заключенные и вольнонаемные жили в больших палатках, а в бревенчатых бараках располагалась начальство лагпункта и охрана. Руда зимой вывозилась на «материк» по построенному заключёнными автозимнику Мраморный – Тупик – Могоча.  Однако прогнозные запасы не подтвердились и  рудник с лагерем закрыли.

Другой попутчик оказался работником с только что открытого месторождения урана в забайкальских степях. Из Читы должен был лететь в поселок геологоразведчиков Краснокаменск. Ныне это второй по величине город Забайкальского края с население свыше 55 тыс. жителей. Здесь расположено  Приаргунское производственное горно-химическое объединение — крупнейшее российское уранодобывающее  предприятие и один из крупнейших в мире поставщиков природного урана (93% российской и 5% мировой добычи, 2013). 

Мои попутчики не были особыми любителя зеленного змея, но сокрушались, что  товарищи по работе их не поймут, если они вернутся с нерастраченными отпускными.  Поэтому по прибытию в Читу мы отправились в железнодорожный ресторан на прощальный обед.

***
Читинская лаборатория Институт географии Сибири была образована в 1963 году и располагалась на улице Бутина. Сегодня в этом здании  находится Читинский институт природных ресурсов СО РАН, в который в 1981 году вошла лаборатория.

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/311/310381/310381_html_2b97ad63.jpg

Курсовая работа, написанная по материалам полевых исследований,  была отмечена на конкурсе студенческих работ, но когда речь зашла о публикации статьи в открытой печати, в этом был отказано. В работе в частности шла речь о безработице в Восточном Забайкалье. Но, как известно, в Советском Союзе не было не только секса, но и безработицы.


***
На своей малой родине, на станции Карымская я был 15 минут. Столько здесь стоял  скорый фирменный поезд «Россия» (Москва – Владивосток), которым я (старший лейтенант запаса) после двухгодичной службы в Советской Армии направлялся осенью 1971 года на работу в Тихоокеанский институт географии ДВНЦ АН СССР.




http://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/ingoda_00.jpgПоселок городского типа Карымское (12,8 тыс. жителей, 2014) является центром одноименного района Забайкальского края. Численность населения сократилась за последние четверть века на 3 тыс. человек. Поселок вырос вокруг узловой железнодорожной станцией, откуда уходит ветка к  бывшей Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) на Владивосток через Маньчжурию. Несмотря на созвучье названия поселка с  Крымским, оно пошло от прозвища местных крещеных бурят – карымов. На снимке — здание железнодорожного вокзала Карымская.

Забайкалье. Долина реки Ингоды на моей малой родине
y

***
В летний полевой сезон 1972 года я был назначен руководителем группы  экономико-географического отряда  Тихоокеанского Института географии и Комплексной Восточной экспедиции географического  факультета Московского государственного университета.  Затем в течение еще двух сезонов принимал участие в этой экспедиции в качестве аспиранта МГУ. Экономико-географический отряд отвечал за исследование  и изучение  динамики  производительных сил  для разработки географического прогноза Дальнего Востока.

В течение трех полевых сезона я посетил многие стратегические предприятия  региона.

Хозяйственному освоению Приамурья и Приморья с акцентом на историко-географический  анализ была посвящена моя кандидатская диссертация. И вновь, как с курсовой работой по Забайкалью возникли проблемы. На диссертацию был поставлен гриф «Для служебного пользования». Работа оказалась с геополитическим уклоном, а эта «буржуазная» наука  была под запретом в стране Советов. В диссертации затрагивались не простые международные  отношения Российской империи и Поднебесной. И чтобы не сыпать «соль на рану» после серии пограничных конфликтов  с КНР, был наложен запрет на публикацию монографии по  результатам диссертации в открытой печати.   Но таким образом, интерес к «запретному плоду» — геополитике – у меня впервые проявился на Дальнем Востоке. Здесь же  произошли важные события в моей жизни, включая Владивосток, Комсомольск-на-Амуре и Могочу.

Другие публикации о русском Дальнем Востоке на Портале «Институт геополитики» 
Почему не состоялась российская Калифорния?
Бросок Российской империи на Дальний Восток
На сопках Маньчжурии. Желтороссия
Что общего между Желтороссией и Новороссией?
Валютный цех лагерного социализма
«Комсомольцы-добровольцы»
Последний советский бросок на Дальний Восток
Искусство выживания принадлежит народу
Прощание с Великим Евразийским мостом
Китайская геополитика перед броском в Сибирь
Верной дорогой к китайскому протекторату в России
Воспоминания о будущем российского Дальнего Восток

На сопках Маньчжурии
Восточные рубежи Великой Евразийской степи
Желтороссия
Маньчжоу-Го и марионеточное украинское государство
«На границе тучи ходят хмуро»?
Что общего между Желтороссией и Новороссией?
Первые уроки китайского. Фушунь

Зона коммунизма. Забайкалье
Зона коммунизма. Забайкалье. Бичи. Сретенск.  Могоча

Ландшафты жизни. Дальний Восток
Дальний Восток. Владивосток. ТИГ
Дальний Восток. По долинам и по взгорьям
Tags: Дальний Восток, Забайкалье, Россия, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments