dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Восточное Забайкалье. Тупик. Дорога в Мраморное ущелье смерти

Владимир Дергачев
image021
http://img-fotki.yandex.ru/get/5010/lesnchita.29/0_86b1b_e03bf8aa_orig.jpg

В Забайкалье и на Дальнем Востоке  многие проекты заканчивались тупиком. В 1911 году в Восточном Забайкалье в связи с продолжением сооружения Транссибирской магистрали на восток  от станции Могоча намечалось провести железную дорогу на Якутск. Но началась Первая Мировая война, и проект закрыли, как оказалось навсегда. Дорогу к Якутску продолжили строить уже при советской власти в другом месте и пока не завершили. Из-за экономических санкций  и расходов на Крым заморозили строительство железнодорожного и автомобильного моста через Лену у Якутска, ввод в эксплуатацию которого намечалось к 2012 году, то есть к столетию начал строительства первой железной дороги в Якутию.

В Восточном Забайкалье от первого железнодорожного проекта сохранилась  грунтовая дорога и село, получившее в честь незавершенного строительства  символическое  название  Тупик.  Село расположено на реке Тунгир (бассейн Лены) в 100 км от Могочи. Сегодня летом этот путь можно преодолеть на автомобиле за два-три часа. В Тупике, ставшим центром Тунгиро-Олекминского района, проживает 940 жителей. Всего в районе, равном по площади Московской области,  проживает 1370 человек.

Под китайское целлюлозное производство в Амазаре забайкальская власть намерена отдать под рубку  до 20 тыс. кв. км наиболее ценной по древесине тайги Тугиро-Олекминского района.  Это не простой административный район, а национальный, где живут эвенки, занимающиеся традиционной пушной охотой.  И тайга для малого коренного народа – кормилица и местообитание. Существуют международные правила конференции ООН по коренным народам, требующие соблюдать незыблемый принцип «получения добровольного, заблаговременного согласия на промышленную деятельность на территориях общин коренных народов».
***

image023В 1949 году ударными темпами рабским  трудом заключённых был сооружен секретный автозимник  Могоча – Тупик –  Чара (крайний Север Забайкалья). Просто так для удобства местных жителей  тогда дороги не строились.  И в середине 60-х годов я не смог узнать истинное назначение этого автозимника, кроме того, что им пользовались геологи Удоканской  экспедиции, открывшей крупное месторождение меди, а затем строители БАМа.

Только впоследствии появилась информация, что зимник  из Могочи через Тупик вел к поселку Мраморный в отрогах Кодорского хребта.   Здесь в Мраморном ущелье работал рудник по добыче урана.

Как я уже писал, в 1965 году мой попутчик в поезде Москва – Чита рассказал  о заброшенном лагере ГУЛага в горном ущелье  на севере Забайкалья. Информация была скудной, только в 90-е годы я узнал об одном из самых страшных гулаговский лагерей –  Борлаге. Здесь в 1949 – 1951 гг. в Мраморном ущелье  трудом заключённых, включая власовцев и политических,  добывался радиоактивный уран. На руднике работали и вольнонаёмные инженеры, административный персонал. Заключенные и вольнонаемные жили в больших палатках, а в бревенчатых бараках располагалась начальство лагпункта и охрана. Руда зимой вывозилась на «материк» по построенному заключёнными автозимнику Мраморный – Тупик – Могоча. Вблизи Мраморного возник еще поселок Синильга, расположенный между Чарскими песками и рекой Верхний Сакукан и был даже сооружен полевой аэродром.  Однако прогнозные запасы не подтвердились и  рудник с лагерем закрыли.

Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего
Забайкалье, Приамурье и Приморье в моей жизни
Чита. Столица Забайкалья
Совершенно секретные части Красной Армии
Последние Герои и создатели оружия Победы. Посмертно 
Почему Япония не начала войну против СССР?
Генерал армии Апанасенко. Забытый герой Победы


Забайкалье. Китайская лесная шкатулка
Восточное Забайкалье. Крайний Север. Могоча
«Бог создал Сочи, а черт  — Могочи»
Там где рождается Амур. Скандальный пограничный переход 
Восточное Забайкалье. Тупик. Дорога в Мраморное ущелье смерти
Забайкалье. Сретенск. Начало великого водного пути к Тихому океану
На колёсном пароходе вниз по Шилке. Усть-Кара. Каторга и блеск золота
Родина Чингисхана и Академия Буддизма

(Продолжение следует)
Tags: Забайкалье, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments