dergachev_va (dergachev_va) wrote,
dergachev_va
dergachev_va

Categories:

Воздушные ворота Дальнего Востока в эпоху развитого социализма

Владимир Дергачев
image001
Советский дальнемагистральный самолет Ту-114

Когда во время зарубежных поездок, объявляют о задержки рейса, я остаюсь относительно спокойным. Советская закалка, опыт «сидения» в аэропортах по погодным и другим причинам до недели. Для жителей Крайнего Севера и это не срок.

Особенно мне запомнился Хабаровский аэропорт начала 70-х годов.  Из Владивостока в Москву не было прямого  рейса.  Дальнемагистральный самолет Ту-114 («Россия») вмещавший 170 – 220 пассажиров, выполнял беспересадочные рейсы из Москвы только до Хабаровска, где происходила пересадка пассажиров, летящих во Владивосток, на два менее вместимых самолета Ту-104.

Этот первый  советский пассажирский реактивный самолет был спроектирован на баз бомбардировщика Ту-16 и  уже серийно не выпускался из-за низкой надёжности (абсолютный рекордсмен среди всех советских серийных пассажирских самолётов по происшествиям и катастрофам, в которых погибло 1140 человек). Но продолжалась  эксплуатация  «Аэрофлотом» оставшихся самолетов гражданской авиации до 1979 года, а в Министерстве обороны  — до 1981 года, когда произошла очередная катастрофа. С военного аэродрома под Ленинградом при взлете разбился Ту-104, погибло практически все управление Тихоокеанского флота, из них 17 адмиралов и генералов.

Хабаровский аэропорт был главным воздушным узлом Дальнего Востока. В осенне-зимний период аэропорт часто закрывался по погодным условиям, что приводило к огромному скоплению транзитных пассажиров.  В зале для пассажиров число сидячих мест было ограничено, а уставшим пассажирам  администрация не разрешала спать на полу. Гостиницы при аэропорте не было по определению. Можно было устроиться на «ночлег»  у  телеграфной стойки, где принимали телеграммы. Если под стойкой расстелить на полу газеты, служащая могла не заметить «отдыхающего» пассажира. В буфете, несмотря на скудность ассортимента, почему-то всегда в наличии было дефицитное советского шампанское. Поэтому, чтобы скоротать время, преимущественно мужчины,  с удовольствием  пользовались этой возможностью. В результате образовывались агрессивные толпы людей, требующие немедленно их отправить по намеченным маршрутам. Обстановка в аэровокзале накалялась до предела, и пассажиров уже нельзя было назвать строителями коммунизма.

И администрации аэропорта однажды пришла   гениальная идея.  Диктор объявила, что  «Аэрофлот» бесплатно предоставляет спальные места, но … только для мужчин. Мало, что неслыханный для «Аэрофлота» сервис, да еще для мужчин. Я оказался среди желающих испытать  предлагаемый сервис.  Служащая аэровокзала вывела нас на площадь, где температура воздуха было всего ничего,  – 25 ° С.   Она привела нас в неотапливаемый барак, в котором стояли голые солдатские кровати, и великодушно разрешила занять любое спальное место, выдавая каждому по два матраса.   Один стелился на кровать, другим можно было  накрываться. Таким образом, в горизонтальном положении было легче коротать время. Кроме того, гениальность предложенного «сервиса»  способствовала снятию напряжения в  наэлектризованной шампанским толпе.  В неотапливаемом «отеле» народ быстро трезвел.

В благоприятные для полета дни, когда я с коллегами, летел из Владивостока в Москву, во время пересадки в Хабаровске было модным посещать местный аэровокзальный ресторан, чтобы легче с помощью коньяка, перенести беспересадочный многочасовой перелёт  до Москвы.  

Пассажирские самолёты тех лет не отличались повышенным комфортом. В Советском Союзе была такая традиция, вначале строить самолеты для перевозки бомб, а затем на их основе создавать пассажирский вариант. Поэтому об особом комфорте говорить не  приходилось. Дальнемагистральный самолет Ту-114 («Россия») был спроектирован еще в далеком 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95. Поэтому высокий уровень шума и вибрация в салоне была нормой. Лучше всего с эти можно было бороться, если на время отключишься с помощью ста грамм коньяка. В 1976 году Ту-114 заменили более современным  Ил-62.

Воздушный железный занавес. В Советском Союзе практически все международные рейсы выполнялись из Москвы и частично из Ленинграда. Поэтому, если ты летишь из Владивостока в служебную командировку в США, или соседнюю Японию, сделать это можно было только через Москву. Официально Хабаровский аэропорт получил статус международного еще в 1970 году, однако первый международный рейс в Ниигату (Япония) был выполнен только в 1978 году.

Современный Хабаровский международный аэропорт «Новый»  самый крупный  на Дальнем Востоке (2 млн. пассажиров в 2014 году),  немного отстает международный аэропорт «Владивосток» (1,8 млн. пассажиров). Хабаровск — главный воздушный хаб (пересадочный узел)  Дальнего Востока.
На снимке слева — международный терминал, справа — здание управления аэронавигацией Дальнего Востока
image003


Благовещенск. Историческая столица русского Приамурья
Российский Дальний Восток. Форпосты гидроэнергетики
Долгая дорога с Дальнего Востока. Путин едет на «Калине»
Хабаровск. Дальневосточная столица
Вождь всемирного пролетариата не на своем месте
Воздушные ворота Дальнего Востока на замке
Комсомольск-на-Амуре. Город Юности, построенный преимущественно зеками
Мертвые гиганты дальневосточной индустрии

Предыдущие статьи цикла:
Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего
Забайкалье, Приамурье и Приморье в моей жизни
Чита. Столица Забайкалья
Совершенно секретные части Красной Армии
Последние Герои и создатели оружия Победы. Посмертно 
Почему Япония не начала войну против СССР?
Генерал армии Апанасенко. Забытый герой Победы

Забайкалье. Китайская лесная шкатулка
Восточное Забайкалье. Крайний Север. Могоча
«Бог создал Сочи, а черт  — Могочи»
Там где рождается Амур. Скандальный пограничный переход 
Восточное Забайкалье. Тупик. Дорога в Мраморное ущелье смерти
Забайкалье. Сретенск. Начало великого водного пути к Тихому океану
На колёсном пароходе вниз по Шилке. Усть-Кара. Каторга и блеск золота
Родина Чингисхана и Академия Буддизма
Дальневосточная буржуазно-демократическая республика
Японский проект украинского антирусского государства на Дальнем Востоке 

Tags: Дальний Восток, Россия, СССР, Хабаровск
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments